Лекция
9 (26.10.04) – Кормилов С.И.
I съезд
Союза писателей СССР (продолжение).
(19 августа – 15 сентября
Сталин высказывал недовольство Бухариным, так как сам претендовал на
окончательные оценки. Заставил Бухарина подать записку, что все сказанное
(доклад Бухарина на I
съезде Союза писателей август 1934 «О
поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР») не должно
восприниматься как директивы и окончательные оценки.
Фадеев должен был уехать на Дальний Восток после Первого съезда, но вернулся,
подружившись со Ставским. Потом, в
О Горьком было сказано (видимо, Сталиным), что он проводил "не
совсем партийную линию".
"Правда" хвалила Фадеева, противопоставляя его Д.Мирскому. А М.Горький
защищал именно Д.Мирского. Горький умер в
В июне 1934 в «Литературной
газете» статья «Замысел и воплощение» Мирский
разгромил роман Фадеева «Последний из удэге» - классифицировал его как
«художественную ошибку» (М. Горький поддерживал Д.Мирского в этой оценке),
заявил, что он не соответствует уровню советской литературы. Советская литература
образовалась без Фадеева.
С. Эфрон (работал на НКВД) был осужден на расстрел вместе с Д. Мирским –
«хотели погубить замечательного советского писателя Фадеева».
Бухарин (доклад 1934): нужно лучше знать заграницу (аргументация: врага
знать нужно хорошо).
Результаты съезда воспринимались многими как победа линии
Горького-Бухарина, но уже со второй половины 1920-х гг. – «железный занавес».
По тому же вопросу: С.Третьяков: у нас мало книг о загранице – нужно туда ездить, чтобы
узнать врага. Вот говорят у нас о Джойсе, а никто его не читал. «Литературный
враг – Джойс». (В докладе К.Радека на съезде «Современная мировая
литература и задачи пролетарского искусства» Джойс был назван гнилью).
Ранее: уважительная статья Воронского о
Прусте - «Искусство видеть мир».
На съезде выступали против зазнайства в отношении современной зарубежной
литературы (иностранной - к 30-м гг. – эмигрантской литературы словно вовсе не
существовало).
М. Кольцов: Прежде чем судить,
нужно знать. А то спросят о Чаплине…
Л. Кассиль: «У наc другой план, другая
направленность, но надо учиться у западной литературы».
Критику все осуждали.
В. Шкловский; В. Ермилов (в составе бригады по изучению узбекской
литературы (Ермилов – руководитель бригады) – на I съезде была созданы).
На съезде выступали в качестве критиков Шкловский, Ермилов, Лилевич, И.
Беспалов (Беспалов когда-то откололся от Раппа, вошёл в новое литературное движение,
был против бытовизма, в
Н. Погодин ополчился на
неприкосновенность критики: «Критик,
безответственно раскритиковавший пьесу, ни за что не отвечает» (в отличие от автора; всячески подчеркивалась в докладах
безответственность критики и критиков).
И. Эренбург говорил о красных и чёрных досках, на которые критики
произвольно заносят писателей.
Погодин: Офелия вызовет у современной девушки улыбку…
Та же точка зрения (как у М. Горького) высказана на съезде Ф. Березовским: «Анна Каренина никак не
может помочь современной женщине в разрешении мучающих ее вопросов», ей ближе
роман самого Березовского "Бабьи тропы".
Д.Бедный: Бухарин взял труп Есенина, положил на меня сверху и присыпал
прахом Маяковского. [комментарий: не совсем забюрократизированная атмосфера
съезда, но уже много мероприятий]
М. Горький: пора отправить
назад Островского, М. Горький мечтал о совсем «новой» литературе. Vs[1]
– Луначарский в 20-е гг. – вернуться к Островскому.
После съезда М. Горький изолировался и был внешне изолирован.
Это был съезд больших надежд… которые не оправдались.
Дискуссии 1930-х гг.
В 1930-е гг. – общесоюзные дискуссии.
1932 – до конца 1930-х гг. – дискуссия «о методе и мировоззрении».
Проходила в журнале «Литературный
критик» и «Литературной газете».
В ходе дискуссии утвердились как критерии оценки литературы реализм и народность.
Поводом послужила критика рапповцев, которые понимали как художественный
метод диалектический материализм, который объединял метод и мировоззрение.
В
Статья Луначарского в
энциклопедии (какой?) «Ленин и
литературоведение».
В 1931 – 32 гг. ж. "Литературное наследство" , например, что
плюс публиковал письма Маркса и Энгельса о литературе. В них, например, Бальзак
характеризовался положительно за знания об обществе в его книгах. Т.е. реализм
действует вопреки консервативному мировоззрению (получалось
так[2]).
Таким образом решалась проблема с Толстым, Гоголем…
В 1933г. под редакцией Луначарского вышел первый сборник высказываний
Маркса и Энгельса о литературе.
П. Юдин – один из зачинателей
дискуссии о методе и мировоззрении. Правдивостью
определяет и мировоззрение, и идейную направленность произведения. Главное –
правдивость художника, его субъективные намерения не важны.
Схоластические споры.
Должны были появиться вопрекизм
и благодаризм:
в выступлениях В. Кирпотина
с конца 1932г. – Якобы по Ленину, у Льва Толстого жизненная правда
восторжествовала вопреки ложным
идеям (таким образом толкует Льва Толстого, но грубо. У Ленина тоньше:
противоречивое крестьянское сознание – зеркало стихийной непоследовательности
русской революции). Противоречие и в методе и в мировоззрении.
Советские схоласты 30-х к вопрекизму подошли упрощённо.
Кирпотин спутал замысел и его реализацию с методом и мировоззрением:
художник должен знать заранее, что у него получится, если же расходится –
значит плохо, реакционное мировоззрение не проходит безнаказанно. Статья Фадеева «О социалистическом реализме» (1932)
о том же.
Вопрекист Марк Розенталь,
философ, секретарь редколлегии ж. «Литературный критик».
1933 – Мировоззрение и литературный метод в художественном творчестве…
Есть и непролетарские писатели, важно, чтобы не было противоречия
объективности. Реалистический метод творчества – основное условие и путь к
выработке правильного мировоззрения, так как нет противоречий с объективным
пониманием действительности
(Vs рапповцы:
«выучи марксизм и будешь хорошо писать»)
1934 – Нусинов «Социалистический реализм и проблема
мировоззрения и метода»: Бальзак – идеолог оппозиции буржуазии, у него
противоречия и в методе, и в мировоззрении. А вот литература народов СССР
борется за единство мировоззрения и метода!
С ним не соглашался Розенталь
(ссылка на статью Добролюбова «Темное царство»): теоретическое мировоззрение и
непосредственное миросозерцание, больше доверял последнему. Нусинов, по мнению
Розенталя, сводит социалистический реализм к мировоззрению, в то время как
мировоззрение не гарантирует воплощения в высшую художественную форму.
1934 – М. Храпченко «Реализм Гоголя» - напрямую связывает метод и
мировоззрение.
В.Р. Гриб[p1] :
прежде всего мировоззрение художника.
Вопрекизм проще.
1935 – И. Сéргиевский
«Социологисты» и проблемы истории русской литературы».
Реализм – прогрессивный стиль буржуазного 19 века (по отношению к
феодализму) (Противоречие: классику создавали дворяне, так как буржуазия была
слаба, буржуазия была консервативна). А прочая литература способствовала
переходу России к капитализму. (Где тут логическая
связка с последующим?)
Сентиментализм: особенности частной жизни → буржуазное искусство
→ реалистическое → прогрессивное.
Реализму и объективной действительности большое значение придавал Лукач (венгр):
В 1935 Лукач – «единство
общества»: капиталистическое общество двойственно и едино (одновременно), разрушение
патриархальных отношений, развитие новых сил и тд. Каждый буржуазный мыслитель
и поэт включается в новые связи – связи со всеми другими. Художественное
произведение со стороны содержания – отрезок, а всё оно – самостоятельное
целое, богатство связей со всей действительностью. Никакой кусок действительности
в произведение не влезет (слишком много всего, многоаспектная действительность)
→ надо отбирать →
художественное произведение не может соотноситься напрямую с реальностью (надо
учитывать художественные, то есть другие,
отличные от реальности, закономерности) – в частном отражается целое, как
солнце в капле воды. В произведение входит не все, а то, что создает
художественный мир → при этом могут акцентироваться аспекты единого
исторического процесса. Например, буржуазное общество противоречиво, но оно –
часть единого исторического процесса. [В 1939
– книга «К истории идеализма»]
Лукач – один из немногих, кто говорил о значении художественного. Это
даже некоторая реабилитация некоторых особенностей художественного. Т.е. Лукач
становится даже не вопрекистом, а скорей благодаристом. Вопрос мировоззрения он
решает так: при любом мировоззрении можно создавать прогрессивные
художественные произведения. Например, Вальтер Скотт – честный тори,
консерватор и благодаря этому многого добился. [Лукача потом обвиняли в
возрождении перевальства за высокую оценку таланта и честности художника]
Объективная закономерность: термидорианцы (крупная буржуазия) пришли
после якобинцев – и это исторически закономерно. Вроде бы реакционеры
(термидорианцы), но такой ход отражает объективную закономерность истории –
стало быть, термидорианцы прогрессивны.
Дискуссия о народности.
М. Лившиц
Больше всех говорил о народности.
1935 – передовая статья «Литература и народ».
1936 Лившиц «Ленинизм и художественная критика» в "Литературной
газете" - статья направлена против невежества и вульгарного социологизма.
Лившиц апеллирует к Ленину: известное ещё не значит познанное (это он к тому,
что марксизм вульгаризируют).
Фриче – «реализм светского барства», если ты дворянин – пиши о дворянстве.
А Ленин: общественное бытие в широком смысле, взаимоотношение и борьба всех классов общества.
Лившиц здесь близок к Лукачу, а из предшественников – к Луначарскому.
По Плеханову, художник по-своему невменяем, а всё равно выражает свою классовую сущность.
Лившиц против вульгарного социологизма: идеологами класса не рождаются, а
становятся. С точки зрения буржуазной идеологии, классовая идеология имеет тем
более чистый характер, чем более она замкнута и слепа. Пролетариат выражает
интересы всего общества (штамп марксизма)! По вульгарным социологам: вся
история искусства – борьба паразитов. Куда девался народ? Салтыков-Щедрин был
намного ближе к марксизму (видимо, по сравнению с
современностью), так как говорил о «страдательной среде». (Примечание Кормилова: Ленин ни о какой народности не
говорил).
Моя версия J этого пассажа (который выше): Вульгарный социологизм – это не ленинское, а меньшевистское представление
о классах: каждый класс сам по себе, следовательно, не может быть классовой
борьбы. А буржуазные говорят, что история – это борьба паразитов. У Лифшица
надклассовый подход [из этого же подхода выросла Конституция, по которой всем
гарантировались равные права]. Основное противоречие: куда девался народ? Правдивое
отражение жизни и народность – вот ленинская критика [Кормилов: Ленин об
этом не говорил, это сталинизм].
Кормилов: вульгарные социологи сталкивали
классы, теперь другая задача – объединить общество (хоть Сталин и говорил о
возрастании классовой борьбы).
«Критические заметки» Лившиц.
[отступление Кормилова о дворянстве и
буржуазии: дворянство – сословие, буржуазия – класс. Сословие – юридическая
категория, разные права (привилегии) и обязанности у разных сословий. Класс –
экономическая категория, характеризуется по средствам производства. У помещика
– земля, у капиталиста – фабрика, у крестьянина – только руки и кусок земли.
Рабочие – класс, но не сословие,
переписывались в мещанское сословие. Дворянин может не быть помещиком, но его
нельзя было пороть в любом случае, а во второй половине 19 века появились
помещики, которые не были дворянами.]
Можно быть народным, оставаясь на позициях дворянства и буржуазии. Иначе: дворянство и буржуазия могут быть прогрессивными, если их действия совпадают с интересами народа [это благодаризм, кстати].
Реализм – универсальный критерий.
10.08.1939 – передовая статья в Литгазете (см. в хрестоматии) – «Марксистко-ленинская теория и
наука о литературе». Главный удар пришелся по гуманизму (вульгарная
социология и вульгарный гуманизм). Гуманизм трактовался в социальном плане (но не по-перевальски, когда писатель народен, если он
сочувствует народу): относиться
гуманно, так как человек из народа. Слова гуманизм и народность
употребляются со слишком большим усердием. «Изнародование классиков».
«Методология единого потока» - все классики реалисты, гуманисты и
народны. Гуманизм из народности (при этом Достоевского и Лескова выбросили из
числа классиков).
О современной советской литературе Лукач и Лифшиц отзывались скептически:
самое идейное сочинительство хороших результатов не дает, это будет только
иллюстрирование теоретических положений, что может привести к декадансу
современной литературы.
1940 – «Красная новь», редакционная
статья «О вредных взглядах «Литературного критика» [Статья Ермилова в
Литгазете в 20-е годы с таким же названием].
Лукач, Лившиц и компания объявлены «группой, группкой», выражающей
позицию журнала, сбивают с толку читателей, называя и Толстого, и Бальзака
равно народными писателями, подсовывают не марксистские взгляды. Отказ от
теории классовой борьбы, для Лукача и Лившица важнее взаимодействие разных
социальных групп. Разделение труда – деэстетизация трудового процесса (К чему это?)
О происхождении мыслей Лифшица и Лукача от Маркса умолчали.
В статье «Красной нови» - «течение[3]
придумало свой закон: чем выше уровень производительных сил, тем ниже уровень
развития искусства».
Главное обвинение: группа «Литературного критика» отождествляет
советского художника с буржуазным художником (пока не реализованная возможность
преодолеть декаданс). Советский писатель – эпигон, не мыслящий самостоятельно.
[Главный грех литературы 30-х гг. – иллюстративность идеи: есть идея, к ней
образы]
В 1936 официально осуждены формализм и натурализм. [Лукач и Лившиц
применяют понятие буржуазного декаданса к советскому искусству]
Лукач и Лившиц – идеалисты, слабо советское искусство, так как еще не
окончательно оторвалось от буржуазного искусства.
1)
Литература иллюстративная
2)
Литература в упадке
- Лукач и Лившиц увидели все верно, то же видел М. Горький.
Новое искусство должно качественно отличаться от буржуазного.
"Красная новь": Лукач и Лифшиц говорят, что писатели должны давать новые идеи, а не отображать действительность, т.е. досталось Лукачу и Лившицу за требование оригинальности в искусстве.
Они против иллюстративности – это они отрицают значение идеологии!
В 1939-1940 – поворот к классовости и социологизму. Во время войны был
национально-патриотический приоритет. Лукач и Лившиц даже не сели. А после
будет: народность (в национальном смысле) и классовая идеология.
Дискуссия о языке 1934 года перед съездом.
По поводу романа Ф. Панферова
«Бруски» (написан вычурным языком, с большим количеством диалектизмов и
неологизмов, вроде выкулдыкиваться и скукожиться). За него был журнал
"Октябрь" (Серафимович, Ильенков). А против – Горький.
Новиков-Прибой, Ильенков – участники дискуссии.
М. Горькому настоящее крестьянство не нравилось, а поддельное и подавно.
1934 – М. Горький «По поводу одной дискуссии» - против
засорения русского языка. «Панферов соединил в слове скукожиться – скуку, кожи, ожил». Горький призывал обернуться к
языку классиков 19 века.
А. Серафимович – статья «О
писателях «облизанных» и «необлизанных» (Серафимовичу «необлизанные»
нравились больше – «за мужицкую, рогатую силу»).
Открытое письмо Горького Серафимовичу в Литературной газете: «Панферов
раньше времени хочет быть протопопом от литературы» - писал Горький. Но это
снижение качества литературы! Новиков-Прибой пишет, что ничего не вычёркивает,
что у него идеология в крови и в волосах. Горький: "Волос на его голове,
помнится, не очень много, а судя по приведённым словам – совсем нет
волос".
Горький: «О бойкости», «О языке», «О прозе»[4] - там
также досталось А. Белому, Ремизову, Пильняку.
А. Толстой – статья «Нужна
ли мужицкая сила?» в "Литературной газете": «Русский язык
должен стать мировым, на нем мыслил Ленин, на нем Сталин выражает философию
истории». В его статье политический аспект! Нахватал цитат из Ленина и Сталина…
Ильенков, статья «Откровение
Алексея Толстого»: не бывшему графу судить о народном языке (статья
против статьи А. Толстого), почему-то назвал его фашистом.
1934 – ответ А.Н. Толстого Ильенкову в "Литературной газете":
всё перевернул, будто я говорю не о языке, а о содержании. Затем ушёл в сторону
– к языку жестов, первобытному языку… Потом говорит о современном городском
человеке: он часто теряет связь с вещами, поэтому язык становится отвлечённым.
Язык должен играть симфонии образов на психике растущего пролетарского
писателя.
В дискуссии также выступили К. Федин, Шолохов, Н. Островский, А. Берман, Тимофеев. Литературоведы были более разумны.
1934 Тимофеев «Литературный образ и поэтический язык»: «дело не в словах, а в том, как их использует художник». Но и он
требует общедоступности.
Результаты дискуссии плачевны: язык обезличился у большинства советских писателей, отсекли всю область языковых поисков-экспериментов.
Потом прошла ещё дискуссия о формализме и натурализме, но
обезличивание литературы и так бы состоялось.
За три года до дискуссии, в 1931, Ильф и Петров в «Золотом теленке»
высмеивали эксперименты вроде панферовского ("Инда взопрели озимые…").
Дискуссия о формализме – 1933 год.
Дискуссия о формализме проходила в два этапа – 1933 и 1936 годы. Была связана с ориентацией на Запад (I съезд Союза писателей). На
рубеже 20-30-х гг. пропагандировались западные формы.
1933 Шкловский «Юго-Запад» в "Литературной
газете": Олеша, Сельвинский, Багрицкий, В. Инбер, Никулин и др. – одесситы, мастера сюжета будут
иметь большое влияние, учатся на Западе.
1934 Вс. Вишневский: писать
всё труднее, историческое вытеснение беллетристики, рекомендовал учиться у Дос
Пассоса.
1933 И. Макаров «О
«западниках» и «почвенниках».
Утверждение критерия ясности и простоты.
Елена Усиевич 1933 в "Литературной газете": это спор о
творческом методе [метод в значении «прием»], против приподымания модернистских
форм.
М. Горький: осудил попытки следовать Дос Пассосу, Прусту.
1933 Горький – «О кочке и точке» - уже осуждает
Пильняка: они (Дос Пассос и др.) пытаются фабриковать искусственную литературу,
это карикатуры на Пильнка, который и сам карикатура.
1933 передовая в Литгазете «Усилить борьбу с формализмом»:
формализм противопоставляется соцреализму. Формализм под маской новаторства
отбрасывает литературу от масс.
Н. Тихонов: формализм –
«трюкачество».
И. Эренбург – в требовании простоты велика опасность опрощения.
Луначарский в
"Литературной газете" "Мысли о мастерстве":
простота не должна быть абсолютным критерием. Глубину же стараются заменить
ложной сложностью (третья часть «Брусков» Панферова). – предвосхитил
выступления Горького. Сближает формализм и натурализм.
М. Горький – статья «О
прозе» - осудил Белого (искал новых форм, но не нашёл), хотя заслуги в
прошлом не умаляет. Горький – за реалистическое повествование без ремизовских
словечек.
Дискуссия отошла от отождествления формализма и западной ориентации – это
плюс.
Но в 1936 году дискуссия возобновилась в форме проработки тех, кто в
чём-либо не соответствовал.
[1] Vice versa для сомневающихся, что
значит приблизительно «все совсем наоборот», «противоположная точка зрения»,
«противник», etc.
[2] Комментарий Кормилова, видимо.
[3] Обвинение в адрес Лукача, Лившица.
[4] Кто-нибудь знает, это одна статья или три разных?
[p1]Гриб
Владимир Романович [15(28).1. 1908, с. Новогригорьевка Украинской ССР, - 3.3.1940, Москва], советский литературовед. Окончил Киевский юридический институт. Принял активное участие в критике вульгарно-социологических взглядов на искусство с позиций марксистского историзма. Наиболее значительные работы Г. посвящены эпохе Просвещения и критическому реализму 1-й половины 19 в.: "Лессинг и его "Лаокоон"" (1933), "Учение Винкельмана о красоте" (1934), "Мировоззрение Бальзака" (1934), "Буржуазная психология и власть денег" (1935), "Бальзак о судьбе личности в буржуазном обществе" (1936), "Эстетические взгляды Лессинга и театр" (1936).