ЛЕКЦИЯ 7
19/11/2004
«Перевал»
РАПП была самой большой организацией в России. Около трёх тысяч человек. Для сравнения Всероссийский союз поэтов и Всероссийский союз писателей включали каждый приблизительно по сто человек.
Перевал – сравнительно небольшая организация, но единственный сильный соперник РАПП. Изначально формировался вокруг Воронского. Из его статьи «На перевале» они взяли свое название. Группа сложилась в конце 23- начале 24 года.
В 24-26 гг. вышло шесть сборников Перевала (Иван Катаев, Весёлый, Светлов, Голодный и др.).
«Красная новь» - сборник, в котором выступило более шестидесяти человек, включая Пришвина, который впоследствии отрёкся от Перевала. В сборнике были опубликованы рассказы Катаева («Молоко», «Автобус»), Багрицкого, Малышкина.
Перевал выступал против бескрылого бытовизма, за традиции русской литературы.
В группу входили два критика – Лежнев и Горбов. Развивали идеи Воронского («Искусство видеть ? »): творческий процесс, как снятие покровов.
Горбов: о фрагменте из Фадеева, где дневальный ночью мечтает (о том, что за перевалом).
Все сборники Перевала полемичны. Против РАППа и ЛЕФа. Выступают против концепции социального заказа, за искренность, которая рассматривалась как призыв к бесклассовости, беспартийности. Противники Перевала воспринимают эстетическую культуру как гипертрофированное подсознание. Из-за того, что их формулировки подчеркнуто полемичны, следовательно, их легко обвинить.
Проблема: мастерство (деланные произведения) VS творчество (настоящие метры)
Перевал едко высмеивает РАППовцев. Например, Зонин «75 лет со дня смерти Гоголя». (\\ Фактические ошибки: Киплинг принадлежит американской буржуазии – Ефимов и др.)
Идеал для Перевала – эстетическая действительность будущего. Их метод – динамический реализм. При этом художественное творчество не равно жизни, но равноценно ей. Участники Перевала стремятся претворить материал жизни в сладкую легенду (Слова Сологуба, с которыми Перевальцы солидаризировались). Рациональность для Перевала теряет своё значение.
Например: П. Слётов (Слопов - ЛД) повесть «Мастерство». Вызвала большой резонанс. В ней рассказывается о Франции 18го века, о скрипаче Луиджи и его ученике Мартино. Луиджи – «художник», Мартино – «сальерист». Луиджи погибает – следовательно, торжество рационализма. Сочувствие автора на стороне Луиджи.
Горбов: нельзя примириться с рациональностью в литре.
Горбов, 1929 г. «Поиски Галатеи». О Фадееве, Куприне, Андрееве… плюс теоретические главы: «Галатея или купчиха», «Пролетарская новь», «В защиту эстетики». Положительно оценён «Разгром», лучше «Тихого Дона». [Что для Фадеева было только хуже, слишком захвалили.]
1928 (I приезд Горького в Россию) Лежнев: Горький и особенно «Мать» популярнее всех классиков («Мать начинают ценить»).
Горбов же отдает предпочтение раннему творчеству и повести «Городок Окуров».
Теоретические позиции Перевала: надо знать, о чём пишешь, но в процессе творчества знание уступает место подсознанию. Требуется органическое воспроизведение жизни (ср. теорию Фриче).
За эстетическое отношение к искусству – Мих. Голодный (Эпштейн).
«Бездарь и его родители» - 5й сборник Первала.
Лежнев:
«Разговор в сердцах», написан в диалогической форме, которые он вообще любил. Отрицательные оценки Зонина, Гельфенда (?) и других РАППовцев. Также отрицательно оценивается Шолохов за избыточные описания.
1929 книга «Литературные будни»: о «Цемент» Федора Гладкова. В произведении представлена характеристика по социальным типам (спец, комсомолка и др.). Лежнев положительно оценивает выразительность произведения, но, по его словам, в романе «не хватает родинок». Защита Гладкова Переваловцами обоснована: Гладков принадлежал группе «Кузнецы», полемизировавшей с РАППом.
Несмотря на то, что Перевал был против борьбы групп в литературе, сам он не мог избежать полемики с РАППом (вплоть до специальных собраний, а которых обсуждались эти вопросы). Горбов называл РАППовцев пустоплясами.
Перевал выступал и против ЛЕФа. Следовательно, они (переваловцы) не принимали Маяковского. Крайне отрицательные оценки поэмы «Хорошо». «Маяковский резвится, как ягненок, украшенный ленточками.» [Т.о., Гладков лучше Маяковского.]
Лежнев о конструктивистах:(в книге «Литературные будни», ст. «Левое» искусство и его социальный смысл», статьи 22 и 28 гг.) к конструктивистам относили И. Эренбурга. Реакция на «левую литературу».
Лежнев «Договаривая до конца»
- против статьи Эренбурга «И все-таки она вертится». Лежнев:
примитивизм, варваризация, упрощение философского содержания.
О конструктивистской литре как о литре с математической точностью.
1922 Конструктивизм – буржуазная концепция.
*[1]в то время Левидов ( принадлежит ЛЕФу) выступает за упрощенную культуру, он противопоставляет культуру и цивилизацию (ср. Блок). Лефовцы предпочитали цивилизацию. Рабочий должен отдыхать душой после работы. Не нужно сложного искусства.
Лежнев: Конструктивизм строит новым формы «аванса». Грех крайнего идеализма. (у меня про это ничего – ЛД, проверь на всяк случай) При этом Лежнев против чрезмерной расчетливости. Также выдвигается критерий реалистичности (важная роль отводится кинематографу.)
1922 год –
«Диалог ЛЕФовца и автора». Нужен новый человек, оратор, делец. Мы проводим
индустриализацию всей страны, а вы за музейный гуманизм – такова, мол, позиция
ЛЕФа. Для Перевальцев же важна концепция всестороннего развития человека –
гуманизм. Автор: новый гуманизм не заслуживает отрицательного отношения.
О футуризме: … Социализм воспринимается
субъектом как усовершенствованный работный дом.
* О. Чичагова – конструктивист. Необходимо создать констр. человека и через него – новый тип быта.
Постепенно Перевал из пролетарской группы превращается в интеллигентскую. А в 30-ые годы окончательный разгром этой группировки.
Поскольку Воронский и Полонский уже ушли из литературы,
единственным человеком, который мог бы её улучшить считается Горький.
18-21гг. – соглашается сотрудничать с большевиками. После расстр.
Гумилева его вынуждают уехать. Затем в 22 году – «обработка» Горького
Бухариным. В эмиграции Горький так и не сошелся с эмигрантами, несмотря на все
усилия Ходасевича. Продолжает сотрудничать с большевиками, боясь потерять
авторитет.
21 год - ?.. Воровского Ленину
В 18-36 годы Горький редакт. множество журналов и газет, а также
более 30 различных сборников.
С 22 по 24 гг. –
«Современный Запад» (у меня
просто Запад - ЛД), с 22 по 25 – «Восток»: в этих журналах Горький пишет
великолепные статьи о зарубежной литературе. Придерживается аполитичного
принципа.
В 23-25 в Берлине участвует в жле «Беседа»,
аналитичн. Там же знакомится с зарубежной литературой, духовной жизнью. Хотел
организовать то же в России, Ходасевич остановил его, убедив, что в России
такое невозможно из-за цензуры.
1924 очерк «Влад. Ленин» \\ очень отличается от статьи «В.И. Ленин» 1930 года, где чувствуется
наступление народности.
Примкнул к «Русск. вестнику» (а у меня Русский современник), где
сотрудничают в это время Замятин и Чуковский.
Горький в этот период активно сотрудничает «Красной нови»,
рекомендует авторов, произведения, темы для критических статей.
27г – оч. сожалеет
об отставке Воронского, которой пытался помешать.
27-29 «Сов. страна », «Тайга и тундра» - альманахи
малых народов России, но мало переводились.
29 г. «Наше освещение» (~Огоньки )
«Колхозник»
27г. начало
реабилитации Горького в СССР.
(приурочено к 35летию творческой деятельности Горького)
«На литературном посту»- «Толстой о Горьком» (подборка отрицательных отзывов). Сталин был заинтересован в международном авторитете Горького, но пока нужны были и РАППовцы.
1928 «Известия» - «О пользе грамотности»: о низком культурном уровне «Октября», возглавляемом Серафимовичем.
«О пролетарском писателе»: не важно, пролетарий я или нет. Сейчас это уже слишком узкий термин.
До 1 приезда в СССР Горький – сб.
против ЛЕФа.
28г. – 1-ый приезд в
СССР, очень помпезная встреча. Переименование Тверской.
29г. возрастает
активность РАПП; год великого перелома – коллективизация. Шельмование Замятина
(Мы), Пильняка (красное дерево) за то, что напечатались на западе. Их снимают с
постов в Союзе писателей. Добровольно уходят Ахматова и Пастернак. В печати за
них выступил только Горький.
29год – Горький
пишет статью «О брате Энергии» (чтой-то я сииильно сомневаюсь, что
статья так называлась- М.Ш., а у меня вообще ее нет -ЛД) в защиту Пильняка, тем не менее в
личных письмах Горький го осуждает.
«Хвастливые заявления “обойдемся без попутчиков” неубедительны.»
28год 27 ноября – высокая
оценка «Конармии» Бабеля в г. «Правда» (ответ Буденному). Затем
«Известия» выступают против Горького, но не называя его имени (против
«пильняковщины»).
29г. – жл «Настоящее» (СибАПП) против Горького.
25 дек. 29 года –Постановление
Сталина «О литературных организациях…». Против северной
группы, говорит о неверной оценки ими великого революционного писателя
Горького. Закрытие жла «Настоящее», исключение из партии врагов Горького.
30г – Горький в СССР не приехал.
При этом он главный редактор журнала «Литературная учёба». С ним не
очень считались. Занимается вопросами выработки художественного метода – не
идеальной и матер. основы, что было типично для РАППа.
30г. Тымянский «Марксизм и наука» (?)
Е. Златова «Завоевание метода. Молодая проза» на примере «Болтовни» Овалова (?) с Роменом Роланом и «???»??? Утверждала, что мы скоро
догоним и перегоним классику.
Комигулов (? -ЛД):
как бы нам не заразиться идеологией классиков через их мастерство!
Журнал Литературная учеба выходил до 30 июня 41 года. Сыграл в целом
положительную роль. Не сугубо литературный, а просветительский. Разбирались
конкретные произведения молодых писателей. Также оповещения о достижениях
национальных литератур. Вопросы теории литературы. (Усиевич, Благой…) Горький
привлекал для разбора моложых талантливых писателей: Зощенко, Ольгу Форш.
В 37 году стремление Горького связать
талант молодых с традицией. Поддерживает молодых. Ставит вопросы теории. Говорит
о соцреализме. С 36 года эти вопросы поднимают Бурсов, Мотылева, Тара?…
30 у Горького возникают трения с редакцией (Литер. учёбы). Установка Горького на положительный пример в
литре.
В конце марта 31г – очень
пышное празднование 63летия Горького. О нем писали руководители Коминтерна.
Май 31 года – третий
приезд Горького в СССР. Его посетили Сталин и Врошилов. Горький читает им
«Девушка и смерть». Сталин: «Вещь
посильнее «Ромео и Дж.» Смерть побеждает любовь».
31-32 гды: по полгода живет в Москве и Соренто.
31 год – поддерживает РАПП «Ударники в литру». Вскоре РАПП сами
признали неудачность лозунга. Но Горький поддерживал идею создания литературных
историй различных предприятий.
Конец 31 года – резкое обострение внутри пролетарской литры. Жл «Октябрь»
с Ф. Померанцовым + Серафимович + «Правда» против …линии РАПП, а не против
линии государства.
32год – Горький – защита Авербаха.
Киршон (РАПП) писал Горькому о кампании в «Правде» и «Комсомольской
правде» против РАППа.(Нам надо из РАППовцев делать большевиков, а они из нас
делают РАППовцев) [впервые такое противопоставление]
Горький принимает участие в «Дискуссиях о
языке»
1932г – «По поводу одной полемики» в «Известиях»: Горький отрицательно оценивает «Ведущую ось»
Ильенкова, в отличие от Серафимовича: незнание автором своего материала, плохая
обработка материала.
·
с 36
года – лозунг опрощения, но пока Горький этого не понял.
32г. – постановление о перемене отношений лит. групп. Задача создания
единого союза писателей. 34 г – Союз советских писателей СССР. В уставе ССП
подчеркивалось, что не все писатели в СССР советские. Но тем не менее, только в
России 4,5 тысячи членов.
*В ССП вошел Булгаков, но его не публиковали. Ахматова не вступила.
Вступила только в 40 году, когда ее начали публиковать.
Требования только идеологические: писатели должны принимать платформу
советской власти. Нет понятия художественного метода.
Гронский (ред «Известий») – председатель оргкомитета ССП.
В мае 32г на вопрос Сталина о методе ответом стало – «социалистический, пролетарский реализм». Сталин «пролетарский» убрал. Гронский добавил несколько эпитетов и не ссылался на Сталина, но процесс пошел.
РАПП выступал за диалектический материализм (как метод).
Горький не считал себя соцреалистом, хотя многие считали его родоначальником.
33год – Горький
говорит о соцреализме как о будущем («соцреализм, о котором все сейчас
говорят»). Принцип историзма – не как уход в прошлое. [= понимание Воронского
«История мидян темна и непонятна»]
1ый пленум Оргкома –
Авербах защищал РАПП.
1934 – Авербаху пришлось уехать на
Уралмаш, выгнали из литры. В 37 г. расстреляли (тогда же Воронский, Лежнев).
Фадеев отрекся от РАПП – позднее (в мае 33 г.) возглавил Оргком (вместо
Горького).
Осень 32 – Горький навсегда приезжает в СССР.
1932 – празднование 40летия творческой деятельности. По ходатайству
шахтеров Донбаса ему присудили орден Ленина.
+ МХАТ им. Горького
+Нижний Новгород -> Горький.
Ходасевич: Горького купили не деньгами, но надеждами на осуществление
его мечты.
Как критик писал много, но осторожно.
(Например: Признавал Есенина великим, но только в личном письме. Сложное отношение к Клычкову, Клюеву. )
От многих попутчиков-интеллигентов открестился: Замятин, Булгаков,
Пильняк. За издательство Библии с критическими комментариями (28 год на II съезде Воинственных безбожников).
Религиозное творчество = художественный, фантастический роман.
В 30-ые годы Горький еще больший популяризатор, чем Луначарский.
Он не написал ни 1 произведения о советской действительности.
Ягода просил его написать книгу о Сталине – отказ. Очерк – то же.
В 34 году закрывает съезд писателей:
Убийство Кирова. Горького просят написать статью с осуждением
индивидуального террора. Горький сказал, что отвергает не только
индивидуальный, но и массовый террор => охлаждение м/Горьким и властями.
Горький осудил не только индивидуализм, но и массовый террор.
С 35 года Горький и Сталин перестают общаться.
Горький так и не дождался расцвета сов литры. Он пытался внедрить
бригадный подряд в литру (настоящая товарищеская спайка).
* Горький колоссальный утопист. Думал о реальном творческом союзе всех
писателей. Подобное разочарование и у Пастернака. Пастернак только сидел в
президиуме ССП. Он и Горький – оба заблуждались относительно задач и того, что
будет сделано этим съездом.