Лекция
4 (05.11.2004)
Революционная
критика.
В рамках пролеткульта знать:
· Пролеткультовцы хотели быть независимой от советской власти организацией
· Пролеткульт был не только писательской организацией, в которую входило 80 тысяч членов и 400 тысяч активистов. Организация включала писателей, библиотекарей, массовиков-затейников…
· Философская концепция пролеткульта
· Эстетическая концепция пролеткульта: отношение к классикам и к современной непролетарской литературе (к современным писателям ).
Философия:
1904 г. Алексей Богданов (философ, последователь махизма, теория Эрнста Маха: пытался преодолеть противоречие между материализмом и идеализмом. К этой концепции были близки Луначарский и Горький): общественное бытие = общественное сознание – эта теория противоречит марксизму, в котором бытие определяет сознание. Марксизм: материалистическая практика.
1919 г.Богданов «Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса»: теория эмпириомонизма (все основывается на опыте: коллективный опыт всего классового бытия [для марксизма критерий - практика]. Сознание ≡ бытие). Человек рождается(либо пролетарием, либо буржуа) и испытывает влияние производственной жизни, которая и выражает его сознание. Коллективный опыт – это высший культурный опыт.
Богданов выделил 3 типа культуры:
· Авторитарный (наиболее ярко проявился в античном рабовладельческом строе)
· Индивидуалистический (при капитализме)
· Коллективно-трудовой
В рамках этих типов формировались незамутненные классовые группы, которые составляют это единство.
Это был спор с предреволюционной брошюрой Луначарского:
Само умственное просвещение мало влияет на волю, если оно без чувства. (что-то похожее на махизм)
Луначарский «Начала пролетарской эстетики» (1919): у каждого класса своя эстетика, свое лицо. Но пролетариат выразил её ещё пока мало, так как он был задавлен, но он частично выразил её ранее через сознание других классов и групп.
Алексей Гастев работал в институте труда. «О тенденциях пролетарской культуры» (1919) в журнале "Пролетарская культура": Механистические тенденции, социальное нормирование внедряются повсюду, не только в трудовую жизнь, но даже в интимную жизнь пролетариата. Машинизирование нормализует психологию пролетариата. Анонимность. Гастев предлагал имена А, Б, 325, 0… Система психологических включений, выключений, отключаний. В дальнейшем это приведёт к невозможности индивидуального мышления!
По Богданову это – солдатская психология, чудовищная аракчеевщина, а не пролетариат.
Эстетика:
· Отрицается познавательное начало в искусстве
· Художественное выражение классовости сущностно и органично
· Художник выражает свою классовую психологию.
· Нет нового, все открыто пролетариатом
· Отрицали идеологическое начало. Идея – это генетический код, подсознательная сфера художника. Идея и тема – это классовая духовная наследственность, а не творчество (творчество – подсознательное писателя). «Примеси» не отрицались, но и не приветствовались. Например:
Ф. Калинин: поэт Кольцов в первый период творчества значительно выше, чем во второй,
когда связался с разночинцами, после знакомства с Белинским
· Элементы натурализма
· Стиль – воспроизведение ритмов завода
· Отрицание писательской интуиции, которая не является
вдохновением
· Сознание и подсознание в творческом акте несовместимы
· Писатель должен не учиться, а творить (1918 г.
Бессальто)
Некое
рациональное зерно – признание органичности художественного творчества, но
отрицали значение идей.
Поэты Серебряного века (В. Брюсов) отмечали, что пролетарские поэты поначалу активно изучали стихсложение, литературу.. Андрей Белый в статье «Новая русская книга» (1922) отмечал, что пролетарские поэты изучали музу Пушкина в стихотворных секциях пролеткульта. Они говорили, что способных людей испортили теориями пролеткульта и хвалой пролетариату.
Ходасевич: нелепые теории пролетарской культуры испортили молодёжь, в сущности, очень хорошую.
Богданов: роман – системная форма, выполняющая организационные задачи. Рассказ – эпизод, дезорганизация коллектива.
Перед критикой стоит регулятивная задача: устанавливать границы, указывать на инородные примеси. Она должна быть всеорганизацией. Необходимо освобождение от влияния прошлого. Организующая роль пролетариата.
Отрицательное отношение к старым, непролетарским писателям, даже к Демьяну Бедному.
1919 г. Ф. Калинин и Бессальто
Творческая основа интуиции – быт, интеллигент не может проникнуть в изображение другого класса. Даже Горький в «Матери»пролетариат не понял, потому что сам мещанского происхождения…
1918 г. Владимир Кириллов: «Мать» М. Горького оставляет неприятный осадок неправдоподобностью харатеров (Кормилов: хоть и глупый человек Кириллов, а здесь попал в точку).
Богданов: есть разные типы
культурных прослоек даже в современной России: солдатская, интеллигентская,
крестьянская, пролетарская. Пролетариат доджен черпать материал только из жизни
пролетариата и не заглядываться на другие типы культуры. И вообще, каждый должен писать о своём классе.
Кириллов стихотворение «Мы»:
Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля.
Богданов: это солдатская психология, а не пролетарская.
На практике в основном обособились от других писателей.
22 августа 1918 г. Собрание по организации Всероссийского союза рабочих писателей. Некоторые были против, большинство – за. Совершенная машина для производства идей революционного пролетариата, незамутненных произведений. Решающий голос – рабочим (писателям, вышедшим из пролетарской среды), остальным – совещательный.
1920 г. Идея создания международного Пролеткульта. В бюро: Луначарский, Лебедев-Полянский. 1920 г. журнал "Горн" – "Обращение … к рабочим писателям всех стран"
Нельзя заставить писателей прошлого выразжать идеи пролетариата. В борьбе за новую культуру пролетариат овладевает всем достоянием прошлого и настоящего и строит из неё новое грандиозное здание.
1 декабря 1920 г. Резолюция ЦК РКПБ о Пролеткульте: пролеткультовцы прививали рабочим извращённые нелепые вкусы – футуризм (это было о живописи). Это упрек в адрес Луначарского, который поддерживал Маяковского и футуристов.
Вообще к футуризму пролеткультовцы относились отрицательно.
Август 1918 г. Богданов в журнале "Пролетарская культура": Отрицательно относился к футуристам. Печально, что пролетарии ищут чего-либо у кривляющегося интеллигента Маяковского. Интеллигенция – это попытка другого класса на место реального поставить мнимое.
1918 г. «Приказ по армии искусств» и «Человек»
Маяковского были расценены Бессальто как оскорбление и
пасквиль, он увидел в этом презрительное отношение к рабочим.Футуризм – чуждая форма искусства, литература
интеллигентов, а не рабочая. Осуждает также ячество Каменского.
1918 г. в журнале "Грядущее" Илья Садовский: все представители левых течений в искусстве отравляют здоровый вкус пролетариата.
1920 г. В. Полянский в журнале
"Пролетарская культура" – статья «Две
поэзии»: для Маяковского люди и лошади – грумы, а это на самом деле не
грумы, а порабощенные Самсоны, следовательно, Маяковский буржуазный поэт, раз изображает город таким образом. Он не понимает новой жизни.
Ф. Калинин(брат председателя ВЦИК[p1] ): тоже отрицательное отношение к футуризму.
Отношение к культуре прошлого:
Богданов отвергал вандализм в отношении неё. Старое искусство имело для прошлого огромное значение. Но в духовном развитии пролетария старое искусство бессильно. Но в каждом типе культуры есть нейтральные явления, например, борцы – они наши товарищи. Это и есть наследие пролетариата.
Должно быть сотрудничество поколений. В любой культуре любой эпохи есть элементы общечеловеческие. Круговорот эпох, начиная с римского люмпенпролетариата.
1922 г. В. Плетнев в "Правде": много идиотов спекулирует словами пролетарского поэта. "Наша задача не разрушение материальных ценностей, а разрушение фундамента, на котором они вырастают". Т.е. культуру прошлого он приравнивает к материальным ценностям. Бережного отношения к произведениям искусства мало…
1918 г. Богданов: обращаться к наследию нужно лишь для овладения литературной техникой.
20 сентября 1918
г. Резолюция Богданов
Отношения к
старому искусству:
Декларация: сокровища не должны восприниматься непосредственно, пассивно, чтобы не было влияния правящего класса на рабочее сознание. Искусство создавал господствующий класс. Следовательно, изучать старое искусство надо в критическом русле. Нужно новое истолкование старого искусства. Надо раскрыть его скрытые коллективные основы. Тогда пролетариат извлечёт из этого пользу.
Отрицательное отношение к классике:
Ф. Калинин: Шекспиру и Толстому место в музее, это – памятники прошлого (в то время было множество музейных работников, но слово музей было ругательным).
Бессальто: преодолеть Толстого и Достоевского (Брюсов вскользь писал об этом).
Организационный вопрос:
· Пролеткульт должен быть независим от государства (эта организация создавалась после февральской революции, но до октябрьской). Надо ценить самостоятельность и самодеятельность.
Луначарский: не дело пролеткульта заниматься всем просвещением. Это дело наркомпроса. Это не нравилось и В. И. Ленину.
19 съезд работников образования (по настоянию Ленина) издал резолюцию: пролеткульт должен подчиняться наркомпросу (Кормилов: а у Луначарского и без этого было полно дел).
Октябрь 1920 г. I Всероссийский Съезд Пролеткультов
Ленин дал жесткую установку
Луначарскому: принять пролеткульт в
качестве отдела в наркомпрос. Он не хочет. Луначарский
выступает на съезда, но слишком витиевато. Ленину это не понравилось. (Должны быть
не особенные идеи, а марксистские. Должна быть не новая культура, а выбор из старой культуры с точки зрения рабочих.). Он сам
набросал резолюцию, которая составила основу 1-й резолюции ЦК РКПБ по вопросам пролетарской
культуры – «Письмо о пролеткультах».
Пролеткульт не запрещен, но ограничена его самостоятельность, урезан
бюджет. Эта резолюция привела к первым
репрессиям советской власти.
В. Плетнев в 1922 г. в «Правде» высмеивает разделение непролетарских писателей и учёных на советских (попутчики) и несоветских. Что такое "пролетарские" – ясно, а что такое "советские"? Изоляция пролетарской культуры, недоверие к интеллигенции.
[Термин "советские" внедрял Воронский (=попутчики).]
(по указанию Ленина) Яков Яковлев: опровержение.
Пролеткульту резко урезали бютжет, и это повлияло: пролеткульт был уничтожен вместе с другими литературными группировками в 1932 г. Но за последние 10 лет он выпустил меньше, чем до 1922 г., когда за 5 лет он выпустил 20 журналов и альманахов.
Литературные
группировки:
Основой литературы были в это время литературные группировки.
До 1919 г. господствовал имажинизм, а потом другие. Все они были так или иначе связаны с одной из двух господствующих литературоведческих концепции(методологий): вульгарный социологизм и формализм.
1. Формализм:
·
Не просто отрицали содержание (использовали для него термин материал, для формы - приём). Материал снимается
формой, не имеет художественного значения. В искусстве материал подчиняется
форме и может производить впечатление, противоположное тому, которое произвёл бы неоформленный материал.У них много уязвимых утверждений.
·
Независимость искусства от идеологии. Разное
отношение к искусству и идеологии: Шкловский: отношение мира к миру = отношение
кошки к камню в художественном произведении.
·
Р. Якобсон: инкриминировать поэту идеи – это
обвинять Пушкина в убийстве Лермонтова.
·
(+) – стремление к выявлению специфики искусства
(«спецификаторы»), а не к выяснению социальных связей. «Мы не
развенчиваем искусство».
·
Уязвимое утверждение: Эйхенбаум «Мой временник»,
1921 г.: наука не
объясняет, а устанавливает, не почему,
а что значит. А литературные социологисты заняты метафизикой.
·
Томашевский 1925 г. в сб. "Современная
литература" Некролог формального метода. ОПОЯЗ говорил тоном крикливого
публициста.
·
Жирмунский - предисловие к сборнику статей 1923
г.:
Искусство не только как прием
Искусство как религия
Искусство как психология тоже возможно.
Искусство как эстетика
· 1924 г. Тынянов "Проблема стихотворного языка": уже говорил о смысловых связях в стихе.
Дольше всех в русле строгого формализма остается Эйхенбаум. Он же больше всех выступает как критик.
Начало 1918 г. журнал Виктора Ховина «Книжный угол» - заметка Эйхенбаума «Трубный глас» о В. Маяковском («Человек», "Война и мир"). Выводит его новаторство формы из установки читать перед аудиторией. Это время, когда поэт мыслит себя громко кричащим, следовательно, и новая запись по дыханию. Пафос не лиры, а трубы. Поэт-воин. В статье не поддержка революционной поэзии. Рецензия антивоенной и философско-гуманитарной поэмы, а не революционной. Анализируется только форма: другой стих, другая поэтика, другой словарь, новая природа ритма и рифмы.
Не признаёт и влияния революции на А. Блока, есть
имманентое влияние поэзии (литературы): Блок в «Двенадцати» учится у
Маяковского [Кормилов: мда…] (Маяковский с ним полемизирует в поэме «Хорошо»).
В кн. «Сквозь литературу» 1924 г. - «О прозе Михаила Кузмина» (1920 г.): проза Кузмина лишена датировок. Только сюжет, стиль и традиция (традиция Ан. Франса и Лескова – странная смесь, но хорошая). Проповедь кларизма, и вдруг Кузмин – мастер стилизации. Нет психологии, быта, тенденций, современная русская речь звучит по-французски. Попытка заново почувствовать русскую речь. Лучшая проба таланта – писать ни о чем.
1921 г. речь «Судьба Блока» - на смерть Блока. Смерть Блока потрясла не потому, что не было больше стихов. Искусство связано со смертью больше, чем с жизнью. Жизнь беспечна. Смерть серьезна и выбирает самых достойных. Общетеоретический подход- установка на вечное. Литературно-критический подход: 1910 год для Блока – год 3-х смертей (Комиссаржевская, Врубель). Развивается тема возмездия. Жизнь продолжается, а с ней – возмездие истории.
С 1918 года Блок не писал стихов. Последние сборники уже как посмертные. Бобров: «Отныне его больше нет». Блок о Пушкине: его убило отсутствие воздуха, вместе с ним умерла его эпоха. То же можно сказать и о Блоке. Смерть Блока – судьба поколения, судьба символизма. Она надвигалась изнутри. Творчество Блока надломлено «Двенадцатью».
1910 год – кризис символизма, трагическое осознание неслиянности и нераздельности всего – неразрешимое противоречие. Надлом Блока – из его внутреннего развития. [Т.е. Эйхенбаум проще объясняет то, что случилось с Блоком, но объясняет внутренней эволюцией]
1921 г. «Роман-лирика» - рецензия на
сб. А. Ахматовой «Подорожник».(Впервые Брюсов в рецензии на «Вечер» в ряде
стихов увидел роман.) Эйхенбаум считал,
что в поэтические сборники Ахматовой – роман, новелла (Жирмунский: «Четки» -
роман в стихах). Эйхенбаум считал, что
жанр романа исчерпан, но, тем не менее, расцвет поэзии должен смениться
расцветом прозы. У Ахматовой не просто
набор лирических тем, а есть постоянство действующих лиц, это идет из
сюжетности ее лирики [Кормилов: вообще-то эти лица – разные люди]. Ахматова
революционна, так как она преодолела традиции. Она – явление в искусстве, как и
Маяковский.
(Скрытая полемика с К. Чуковским)
Говоря о лирической тематике, пользуется терминов "мотив". Эйхенбаум говорит о новых мотивах ахматовского творчества. Мотив загадочной новой любви… Но главный герой "Чёток" и "Белой стаи" не пропал (отступник и т.д.). [Кормилов: Ахматова и хотела, чтобы нельзя было догадаться]. Тема: смерть, монашество…
1924 г. «Поэзия Федора Сологуба»
1926 г. рецензия на «Москву» А. Белого в "Красной газете". О социальном заказе, который может не совпадать с государственным, может быть и внутри литературы. Неожиданные эксперименты непонятны. Роман Белого обращен к литературе, это повышает наш современный уровень.[ перекличка с Замятиным: вредная литература полезнее.]
1927 г. «Лесков и современная проза»
Март 1927 г. – вечера в честь М. Горького. «Писательский облик Максима Горького» // «Красная газета». О литературно-бытовой стороне вхождения Горького в литературу. Появление Горького закономерно, объясняется законом исторического контраста: была «высокая» литература (верхний слой) и плохая (банальная, доступная). Нужен был новый облик литератора, писателя, новая судьба. Горький стал писателем-судьбой. Учился писать у Толстого [Кормилов: надо же было найти литературные связи…]. Революция Горького испугала, но трагедии для него в ней не было, так как не было связи с декадентами, а была вера в человека. Горький – заместитель русской интеллигенции (напоминает приветствие Блока в 1919 г.).
Тынянов отзывался мягче (что нужен был эпохе), хотя у него были и язвительные эпиграммы (о поэме Маяковского «Хорошо[p2] »).
В. Шкловский не согласился.
Тынянов в статьях «Литературное
сегодня» и «Промежуток»: о
современных литературных группах. Под одной крышей разные писатели. Литературные группировки замешаны на разных
составляющих, "Серапионовых
братьев" можно назвать только серапионовыми кузенами, так они друг на
друга не похожи.
Тынянов: Исчезло ощущение жанра. Ощущение нового жанра – революционного, остро-реформаторского. Главное в литературе для Тынянова – жанр[главное понятие для Тынянова и др. формалистов. Термин "художественный метод" будет разработан позже РАППовцами]. В 20-е гг. это ведущее и для Бахтина.
Рассказ стёрся, т.е. должна быть большая форма – роман. А роман должен быть фабульным, событийным, действенным. Суровая оценка Федина, Эренбурга, Пильняка. Сергеев-Ценский – 10 лет и ничего. Его роман «Преображение» так и остался рассказом.
XIX в. До Чехова: главные различия – в степени литературности: роман литературен, в повести больше связи с реальностью, рассказ – ещё менее солиден, художествен и сюжетен, очерк – набросок, предварительный эскиз (самый свободный жанр).
Тынянов: рассказ всегда связан с
рассказчиком в 19 в. История не претендует на фабульность:
Вересаев «В тупике» - образ тургеневской девушки. Все интеллигентское, несовременное.
Шишков «Ватага» - форменный роман. Но Напёрсток там – потомок "Квазимодо".
«Аэлита» А. Толстого – как и у Замятина, плохой роман. Марс скучен, как Марсово поле (хоть бы этого кактуса не было).
«Мы» Е. Замятина – хвалит за более удачную фантастику. Мир – квадраты паркета, из которых не вырваться.
«Промежуток» - о Маяковском и его сатире отозвался плохо (в сатире открыт путь Демьяна Бедного, который для него достаточно беден).
О Пильняке Тынянов говорил образно: возьмите «Петербург» Белого, перетасуйте, уберите знаки препинания, и получите Пильняка. Это оползень, «рассыпанный на глыбы прозаик». Выход для оползня – оползать всё больше.
Тынянов в конце «Литературного сегодня» выступает против социального заказа и литературных прогнозов. Литература идёт многими путями одновременно. Русская литература не поезд: ей закажут Индию, а она откроет Америку.
Шкловский 1928 г «Гамбургский счет»:
раз в год собираются борцы и ведут борьбу по-настоящему, чтобы не потерять
форму. Гамбургский счет нужен и в литературе. Хлебников был чемпионом. Бабель –
легковес.Вересаева нет. Булгаков – у ковра
[проницательное замечание]. Горький часто не в форме…
[p1]Калинин Михаил Иванович
(1875—1946),
государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда (1944).
Участник революционного движения с 1896, с 1903 большевик. С 1919 кандидат, с
1926 член Политбюро ЦК партии. С 1919 председатель ВЦИК, с 1922 — ЦИК СССР, в
1938—45 председатель Президиума Верховного Совета СССР. Входил в ближайшее
политическое окружение И.В. Сталина; санкционировал массовые репрессии
1930—1940-х гг.