29.12.04
Лекции № 20 – 21.
Самая последняя лекция Кормилова.
Крамолой в конце 70-х-начале 80-х считалось общественное равнодушие (аполитичность). Писали о:
В «Знамени» – письма трех девушек, которые ходят в церковь, но остаются вполне себе советскими (не так страшен, в общем...).
Евтушенко «Ягодные места»: верил, что можно воссоздать человека (привет Федорову), что есть мельчайшие существа, более разумные, чем человек (влияние работ Циолковского, которые противоречили Марксу).
Поэт Сидоров «Семь дней в Гималаях»: мистика (о свернувшейся в клубок космической силе, творческий процесс представлен как интуитивный).
В. Солоухин «Камешки на ладони»: о духовном начале в природе. Об этом - «Коммунист»№2 1981, «Литературное обозрение» №2 1982 («Полемические маргиналии, или кое-что о методологии литературно-критического своеволия»?????) Суровцев – против «воспевания Солоухиным оптинских старцев. Солоухин с 13 века – Фомы Аквинского – никуда не ушел».
Лукин («Литературная учеба» №1 1983) – официозный критик: критика молодых за «увлечение старой культурой без веры – это есть беспринципность». Против создания каталога церковных крестов (памятников – еще куда ни шло, все ж архитектура).
Весна 1983 «Правда» Тарасенко (не путать с Тарасенковым, который умер в 1957) выступает против Вл. Вл. Кускова (тот в предисловии в «Древнерусским преданиям» пишет о житиях святых без осуждения).
1980 «Литературное обозрение»: дискуссия о литературе 70-х. Приняло участие более 70 человек.
№1 (первая статья) – Бочаров «Эпос, миф, притча»: пишет об «усталости военной и деревенской прозы» (деревенщикам это не понравилось J). Бочарова поддержала Белая.
Только Ф. Кузнецов восторгался и литературой, и обществом. Вместе с Суровцевым утверждали, что «импульс развитию литературы дала середина 60-х (т.е. приход Брежнева), а не сер. 50-х (хрущевская оттепель).
Только Курчаткин (ЛО №12 1980 «Бремя штиля», первоначальное название – «Время штиля», но наборщики ошиблись , а Курчаткину чрезвычайно понравилось) говорит о том, что
· нет волны обновления, о которой писали другие, 70-е – время штиля, т.к. традиция существует с начала 60-х.,
· «изменился воздух времени, а литература использует те же приемы, что и в начале 60-х»,
· основная тема – разрушение ценностей и стремление их обрести. Например, об этом – «Другая жизнь» Трифонова.
· Шукшин, повести Белова: мир уже осмыслен, и идет не поиск гармонии человека с миром, а поиск идеала, выстраивание шкалы ценностей.
· «Новая проза»: «Дато Туташке» Аджибы (все названия записаны в бреду, и надо проверять!!!!) – чисто нравственная проблематика. Курчаткин выделяет Маканина, Кима, Василевского в отдельное поколение. О Киме: «главное в его творчестве – не мифологизм, а поиск идеала». О Василевском: указывает, что тот «идет за деревенщиками».
№12 1980 «ЛО», И. Золотусский «Оглянись с любовью»:
· успехи в литературе есть, но не нужно их преувеличивать,
· интересны не «сорокалетние», а Распутин, Трифонов, Белов, Семин [Семин «реабилитирован» Дедковым в предисловии к «Избранному» Семина. Также 1980 – переиздали роман Дудинцева «Не хлебом единым», который в 1957 разнес Хрущев, а в №1 «Москва» 1982 г. редактор А. Парпора напечатал одновременно две статьи – большую о воспоминаниях Брежнева, маленькую – о песнях Высоцкого J. В общем, близки времена либерализма и пр.],
· хвалит «Живая вода» (1980) Семина????.
· как и Курчаткин, хвалит «Другую жизнь» Трифонова «за изображение веры, надежды, любви» {другие проглядели, что вера – в смысле христианская вера},
· но З. против захваливания Трифонова: «Старик» - повторение повести «Нетерпение» (Трифонова же) на новом материале, «Дом на набережной» - продолжение традиции обличения, а для Золотусского это непреемлемо. Для него важно не обличение, а поиск духовных ценностей.
· Для З. в «Доме на набережной» важен образ современного циника-материалиста (З. критикует «материалиста» как бы в смысле «хапугу», а на самом деле – бездуховного).
· О рассказах Шушкина: упоминает рассказ «Верую» - о том, что лучше поздно, чем никогда, узнать, что «душа есть и болит».
· Спорит с мнением Гусева, что «писатели-шестидесятники отслужили свое, а теперь – пора «сорокалетних».
Н. Иванова, Дедков, Золотусский не приняли «сорокалетних».
Поддерживают «сорокалетних» - Бондаренко (придумал термин «сорокалетние»), Гусев (называл их также «московской школой», что неудачно: 1) они не все москвичи, Маканин с Урала, 2) их нельзя назвать школой, т.к. они очень разные). В общем, речь шла о Киме, Маканине, Афанасьеве, Кирееве, Проханове, Крупине.
Гусев писал о Киме, Ворнове, Проханове как искателях духовных ценностей. Бондаренко в 1980 г. призывал «всмотреться» в «московскую школу».
Афанасьев («Молодой писатель эпохи НТР», ноябрь 1980 г.) писал о Маканине как о продолжателе Чехова в современной литературе (тогда это было смело...).
Дедков №8 1981 «ЛО» «Когда рассеялся лирический туман»: не признает новую городскую прозу:
Другой новомирский критик, Кондратович, тоже критикует их за «неясность».
Н. Иванова «Испытание правдой» (1986-87): о Б. Васильеве, Токаревой, Курчаткине (использует прием комментированного пересказа). Говорит о штампах, схематизации в прозе «сорокалетних». [Но Иванова берет авторов, которые заведомо разные по уровню, пересказывает сюжеты схематизируя и упрощает картинку].
№12 1986
«Знамя» Аннинский «Структура
лабиринта (Владимир Маканин и литература «серединного человека»):
ПЕРЕСТРОЙКА.
Началась не с прихода Горбачева в марте 1985: весь 1985 год в печати критиковали «серость литературы» (но без имен). Союзом писателей правили люди бездарные...
1986.г. – обсуждаются произведения, появившиеся в конце 70-х:
«Плаха» Айтматова (впервые после Булгакова выведен в литпроизв. Иисус Христос, поднимается тема наркотиков).
«Печальный детектив» Астафьева: о суперположительном милиционере, очень жестко показана деревня.
«Пожар» Распутина (спорят об идее «горит вся Россия»).
Эти произведения никто не торопился объявить своими. В «Известиях» Лакшин ставит Айтматова в ряд со «средними произведениями» (статья Лакшина неубедительна).
! №11 1986 «Знамя» Бакланов, заметка, предваряющая публикацию роман Бека «Новое назначение», - первая перестроечная статья. В кинематографе – «Покаяние» Абуладзе: о реставрации культа личности в брежневское время, возрождение оттепели.
Г. Х. Попов (1987 №4, «Наука и жизнь», статья «С точки зрения экономиста»): о задержанном романе Бека «Новое назначение» (1960), где главный герой – сталинист (имел реального прототипа), это было первое антисталинское произведение, и оно нашумело. Попов придумал термин «административная система» (об экономической системе Сталина), социализм критиковать еще было нельзя, а «адм. с-му можно, и он стал знаменитым.
Антисталинская тема становится всеобщей. Весна 1987 – появляется роман Рыбакова «Дети Арбата». В №1 1988 («» ?) назван «одним из самых сильных произведений».
Против перестройки никто не выступал. Происходит официальная реабилитация репрессированных писателей, в печати появляются статьи о них:
«Секретарская» литература и критика (секретарей правления СП) не стали серьезным объектом критики.
Ф. Кузнецов покритиковал Маркова за Ч. Айтматова, потом испугался и пошел в ИМЛ.
Ф. Кузнецов, Озеров, П. Николаев, Суровцев престали быть крупными фигурами в критике.
Антибюрократические высказывания – в критике «Молодой гвардии» (консервативный, национал-патриотический: зам. гл. редактора В. Горбачев вспоминал Вс. Кочетова («Октябрь» 60-х): «Сталин был жертвой бюрократического аппарата»). Казинцев, Фатющин: «бюрократ не так опасен, как бизнесмен».
1987-88 – основное противостояние сталинистов. Дальше у меня путано и непонятно, без мысли. Исправьте, а?
Кожинов (№4 1988 «Наш современник», «Правда и истина»): выступает против романа Рыбакова «Дети Арбата» - «наивно мировоззрение автора – Сталин пришел и исказил коммунистические идеалы». ??? В других статьях:
«Мы меняемся?» - о Ю. Суровцеве (в статье выведен как «литератор С.»): «самых главных тенденций официальная критика не понимала и боролась с традиционными крестьянскими идеалами (Клюев, Орешин). [Но Кожинов умалчивает о расстреле Пролеткульта, РАППа и пр. Подчеркивает, что Воронского, Авербаха, Чужака (Леф, автор теории искусства как жизнестроения) расстреляли не как литераторов, а за политику. Кормилов: «На самом-то деле Чужак сам умер, но в 1937 году. Кожинов неверно догадался.]
[Кормилов: Кожинов всегда выступал «от лица истины», потому часто бездоказателен.]
1988 г. Алла Латынина («Литгазета»): «Детей Арбата» потому так горячо принимали, что это был ранний период русской демократии, - боялись повредить автору неосторожным словом. «Дети» пришлись «детству» впору.
[Кожинов «Самая большая опасность»: утверждал, что «Письмо 11-ти» (против «Нового мира») было не против «НМ», а против аггрессора-новомирца Дементьева, который нападал на «Молодую гвардию». На самом-то деле письмо во многом «НМ» и развалило.]
Критика:
1. Радикальная (что это у меня за радикальная? Какая-нибудь либеральная, что ли? Исправьте, а) критика: Б. Сарпов??, В. Кардин, Рассадин, Дедков, Золотусский, в журнале Коротича (??это «Юность», что ли? Забыла) – Т. Иванова (предлагала заменить в школьной программе «Поднятую целину» Шолохова «Мужиками и бабами» Можаева), Н. Иванова, Д. Иванов – и все однофамильцы J. В 1988 г. к ним присоединились Бочаров, Чупринин, Новиков.
2. Национал-патриотическая: Кожинов, Горелов, Фатющин. Н. Андреева «Не могу поступаться принципами» (против побивания соцпринципов).
Обсуждаемые произведения:
«Зубр» Гранина, А./О Адамовича, Приставкина «Ночевала тучка золотая», Трифонова «Исчезновение», Бека, Гроссмана «Жизнь и судьба», стихи Высоцкого.
Были перегибы в оценках:
Н. Иванова (№1 1987, «Знамя», ст. «Испытание правотой») – на первое место поставила Бека.
«Жизнь и судьба» Гроссмана («Октябрь» 1987): Золотусский, Бочаров, Аннинский объявили новой «Войной и миром». И. Виноградов указал на то, что о Солженицыне и Шаламове в 1960-м году еще не слышали, а Гроссман уже был.
Возвращенные произведения – в центре критики.
Первым появляется Набоков (1986 г.). Национал-патриоты пишут о «набоковщине». Проскурин («Правда» 1987) называет публикацию возвращенных произведений некрофильством.
Затем – Ходасевич, Г. Иванов.
Критики 3-й волны эмиграции.
Солженицын – только во второй половине 1989 (когда происходит деленинизация общественного сознания). Это становится знаком радикального преобразования, социализм обречен.
[Байгушев («Наш современник» 1987) назвал Проскурина «советским Бальзаком» - в основном за многотомность]. Национал-патриоты старались уязвить демократов, и это было просто. Кожинов, например, печатно утверждал, что «Наш современник» не хвалил «Малую землю» Брежнева, а на самом деле целых три раза хвалил. Для «НС» во времена застоя основная линия была– единство личности, народа и государства, поэтому в нем печаталось много официоза.
Ю. Буртин в статье ««Вам, из другого поколенья...»: К публикации поэмы А. Твардовского «По праву памяти»» («Октябрь» №8 1987) впервые говорит о том, что после Хрущева произошла ресталинизация государства. [У Попова еще критика «административной системы, а Буртин уже критикует социализм].
«Новый мир» №6 1987 г. – призывает вернуться к реальной критике Добролюбова, чтобы все могли высказываться свободно.
«Литературная учеба» №1 1988: И. Виноградов в ст. «Начало 1988 года» ?? пишет о реальной криике. «Нужен плюрализм [методологический плюрализм] мнений. Истина может быть найдена только в споре». [Виноградов ушел из «Нового мира», когда там напечатали стихи Куняева].
Попытка преодолеть однозначное противостояние – статья Латыниной «Колокольный звон – не молитва (К вопросу о литературных полемиках)» (№8 1988 «НМ»). Статья была воспринята как манифестация центризма. Л. заявила, что «романы Бека» и пр. имеют только публицистическое значение», и на нее набросились и справа, и слева в лучших традициях конфронтационной критики. На самом деле Латынина – либералитская критика в прямом смысле слова.
1988-89 гг. – дискуссия о соцреализме.
1986 г. («ЛГ»): И. Ф. Волков, П. Николаев выступили за плюрализм методов соцлитературы. Волков: в 20-е – романтический реализм (Грин, Пролеткульт????? Что это у меня за бред написан??), в 30-е утвердился соцреализм (Шолохов, Твардовский. Леонов), который был противопоставлен «своеобразному классицизму» (вплоть до лакировки). А по Николаеву, в совлит-ре были и реализм, и романтизм, и даже сентиментализм. В общем, путали они и понятия, и термины.
Б. П. Гончаров: соцреализм не устарел. «Пожар» Распутина – за революционное развитие действительности.
Байгушев («Молодая гвардия», «Неужели к модернизму?»): выступает против утверждения П. Николаева, что «не все в совлит-ре относится к соцреализму».
Добренко (автор книг «Формовка совчитателя» и «Формовка совписателя») в статье «Превратности метода» (№3 1988 журнал??) выводит за пределы соцреализма «лакировочную литературу», а остальное предлагает считать соцреализмом. При этом он противопоставляет произведения Замятина, Платонова, Булгакова, Пильняка как «вершинные явления реализма» произведениям Серафимовича и Фадеева.
Гусев признавал термин «соцреализм» правомерным, но отнес к нему «Котлован» Платонова и «Поднятую целину» Шолохова.
Руслан Киреев выступает
Ю. Борев: Гроссман, Бек, Твардовский («По праву памяти») отошли не от соцреализма, а от бюрократических рамок его применения. Но Грин «Алые паруса», Ахматова «Реквием» совершенно не вписываются в «соцреализм», поэтому нужно расширять термин/придумывать новый.
Сурганов защищает термин «соцреализм»: «Шолохов и Платонов могут быть ближе, чем кажется поначалу. А вдруг в «Котловане» Платонов защищает революцию?» они все бредили.
В читательских письмах – резкие высказывания против терминов «соцреализм» и «метод».
«Новый мир» №9 1988 г. – 2 статьи о соцреализме.
Е. Сергеев (искусствовед):
А. Гагнус (сводный брат Евтушенко), ст. «На руинах позитивной эстетики» (№9 1988 «Новый мир»):
Золотусский «Крушение абстракции»: «соцреализм – Крошка Цахес, утонувший в своем горшке».
J Урнов («Вопросы литературы»): поспешно и опрометчиво разносить соцреализм.
Март 1989 г.: в проекте нового устава Союза Писателей уже не было положения о соцреализме как о единственном методе, но указывалось, что «писатели придерживаются реалистического метода и советского идеала».
В. Ховский: «нельзя объективно обсуждать соцреализм, пока он является пропуском благонадежности».
Воздвиженский: термина по сути дела нет, т.к. нет очевидных различий между соцреализмом и реализмом.
Эмигранты:
1989 г. в «Литературном обозрении» опубликована статья Синявского (Абрам Терц) «Что такое соцреализм?». Новое выступление Синявского: говорит, что соцреализм уже кончился или кончается, приветствует «фантастический реализм» как более углубленный способ постижения реальности.
В конце 1989 г. – резко отрицательные выступления против соцреализма:
Пьецух: «Горький выдумал соцреализм, который невозможен в принципе».
Абдулаева: «соцарт» - и о застойной кинематографии.
Бакланов в интервью (октябрь 1989 г., он тогда – редактор «Знамени»): «Большое искусство долговечно. Не надо искусство вгонять в схему» (в том смысле, что какая разница – соцреализм, не соцреализм). [Кормилов: «А все ж разные позиции существуют, надо говорить о методах». А «метод»-то – это термин РАППа.]
В 90-е годы термин «соцреализм» в позитивном смысле уже не употребляется. В литературоведении говорят так: соцреализм был, но трансформировался, утратил реализм и сохранил название.
И. Ф. Волков в 1994 г. предложил заменить термин «самоутверждающимся реализмом».
Февраль 1989, «ЛО»:статьи Чупринина «Другая проза» и Урнова «Плохая проза» J
Чупринин «Другая проза»:
Урнов: «никакой гуманистической позиции там нет, а есть недомерки-недочеловеки».
В 90-е годы – анализ литературы с точки зрения литературы. Например, Латынина о «Кысь» Толстой: «Плохо, но талантливо» J
Все политические споры в основном закончены. Впрочем, Глушкова в перестройку критикует «индивидуалистов» (Цветаеву, Булгакова, Пастернака) за то, что «они думали о себе, а не о народе» [В общем, а народ остался на берегу…J Бред, бред...]
Разделились на
демократов:
национал-патриотов:
только «Реквием» Ахматовой не вызывал споров.
принимали все произведения
против Набокова, Булгакова, Цветаевой;
по-разному оценивали одни и те же произведения и героев:
- в «Собачьем сердце» положительный герой – Преображенский;
- Шариков – отрицательный персонаж (люмпен-пролетарий);
- Преображенский – индивидуалист;
- Глушкова: с Шарикова взять нечего, а вот Швондер...
После августа 1991 года больше всего «поиска» - в журнале «Знамя». Почти нет индивидуальной полемики, злорадства.
Во второй половине 1990 – 1991 гг. критика в тупике (отношения выяснили, запасники перетряхнули, в современной литературе ничего особенного не появилось). Бранятся «Молодая гвардия», «Наш современник», «Кубань», «День» Проханова...
[По отношению к «русскому вопросу» разделение на
1) либерал-демократов:
a) линия Солженицына – личность через призму соборности;
b) Сахаров – права личности, русский вопрос не рассматривается.
2) национал-патриотов.]
Демократы пытаются осмыслить ситуацию.
«Знамя» №1 1992 Н. Иванова «Русский вопрос»:
Вл. Новиков[он написал 1-ю книгу о Высоцком] в статье «Промежуточный финиш» («Знамя» №9 1992 г.):
В конце концов объединились линии Сахарова и Солженицына (Латынина призывала к этому еще в 1990-м.
Чупринин «Первенцы свободы: «Новая журналистика» глазами литературного критика» («Знамя» 1992 г. №5):
Вайль «Смерть героя» («Знамя» №11 1992
г.):
ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ.
[Тут надо говорить о Синявском «Что такое соцреализм», «Люди и звери», дискуссия в 1990 г. о книге Синявского «Прогулки с Пушкиным» - о нем Солженицын «Колеблет твой треножник» («Новый мир» 1991 №5)]
1991 г. Вайль и Генис «Родная речь. Уроки изящной словесности» (о литературе XVIII XIX, входящей в школьную программу): безо всякого социологического подхода – например, «Что делать?» объявляется предшественником «100 лет одиночества».
Никита Струве «Православие и культура» (1991 г.)
Р. 1931 г., племянник Г. Струве. В 1970 г.становится редактором журнала «Вестник русского христианского движения» (он издается с 1925 г.). При С. журнал расцветает J С 1992 года издается и в Москве. Тематика понятна: о Цветаевой, Мандельштаме, Волошине, Ахматовой, Пастернаке, Бродском, Солженицыне.
a) «На смерть Ахматовой» (1966г.):
b) «Памяти Корнея Ивановича Чуковского»: все, что написано после 1930 г. – хуже раннего.
c) «Писатель-праведник: Памяти Б. К. Зайцева» (1972 г.) – не перехваливает: «не прогремел на весь мир, но стал образцом русского писателя».
«Символика чисел в романе Замятина «Мы» (1986) - тоже литературоведческая.
О Цветаевой, Ахматовой – пишет о «колебаниях стиля» (вдохновение иногда пропадало).
1990 г. – пишет статью об Ахматовой (она попросила его об этом, когда была в Европе в 1965 г.) – «Седьмая книга» ??:
«Спор об «Августе 1914»»:
· Солженицын, по мнению Струве, опростил психологию предреволюционной России [а Леонтьев обвинял Толстого в чрезмерном уложнении психологии героев «Войны и мира»].
«Об «Октябре 1916»»: особый ситетический жанр «Красного колеса» и «Архипелага ГУЛАГа»: (роман + непонятно что).
«Генезис «Красного колеса»»:
О КРИТИКЕ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ можно прочитать в последней главе «Истории русской литературной критики» (2002, под редакцией Прозорова).