Лекция 13.
Лекция 10.12.2004
Конспект, сверенный и расширенный по диктофонной записи
Критика
послевоенного десятилетия не спешила откликаться на новые произведения, ждала
присуждения Сталинских премий. В
Бывало, споры происходили до присуждения премий. Так, в 47-м г. и в нач, 48-го статьей в "Литературной газете" в общем осудили роман Веры Пановой "Кружилиха", кроме Тарасенкова. Роман был по тем временам довольно нелакировочный, но Сталину понравилось, присудили премию, стали хвалить.
Сталинские премии присуждались в 41 - 52 гг., потом ее возродили уже при Брежневе, с 70-го г. стали присуждать т. н. Государственную премию. Лауреатов Сталинской премии переименовали в лауреатов Государственной премии, но тогда уже приняли решение Государственную премию давать не раньше, чем раз в 5 лет, поэтому Юрий Бондарев писал роман один раз в пять лет. При Сталине премии присуждались ежегодно, могли присудить 1 человеку несколько раз подряд. Симонов получил 6 Сталинских премий, Семен Бабаевский - 3 Сталинских премии за 2 романа: "Кавалер Золотой Звезды", 1-ю книгу продолжения этого романа "Свет над землей" и 2-ю книгу этого романа "Свет над землей".
Всего за 41 - 52 гг. Сталинских премий в области литературы и искусства (по всем видам искусства, но литература всегда преобладала: литература получала до половины премий, иногда больше) присуждено более 2000 премий, 1735 (1635 - ???) лауреатов (практически каждый писатель, написавший официозное произведение, был лауреатом по крайней мере 1 раз).
Восхвалялись премированные романы и повести Михаила Бубеннова, Галины Николаевой и еще более слабые пьесы Анатолия Софронова, Николая Вирты, [Александра Сурова] и пр., поэмы Алексея Недогонова "Флаг над сельсоветом", Николая Грибачева "Колхоз "Большевик"" и т. п. 1951 - книжку о соч. Бабаевского выпустил приличный по тем меркам критик Александр Макаров - в [60-е] гг. он будет каяться и совсем иначе относиться к литературе.
Выступления руководителей Союза писателей - Фадеева, Симонова и др. - мало отличались от всей критики, они проводили линию, направляемую сверху. <...>
Фадеев
отстал, не мог угнаться за молодыми ухватистыми ребятами, у него стала
пробуждаться совесть. Он теперь уже не хотел быть секретарем правления Союза
писателей - его заставили. Он пытался кому-то помочь: вытащил Николая
Заболоцкого, Льва Гумилева, поддерживая тем Ахматову, но сам все больше
приходил к внутреннему упадку, писал роман "Черная металлургия" о
металлургах, которые были аналогами лысенковцев в
биологии, т. е. демагоги, роман не закончен. Финал его жизни был трагическим:
он уже очень многое понимал. Но Фадеев, как и вся современная
ему официальная пропаганда, высоко оценивал советскую действительность,
требовал общественно важных тем, личная сторона жизни людей может быть показана
с тем большей жизненной полнотой и силой, с чем большей жизненной правдивостью
и глубиной будет понята и решена в пьесе главная общественная тема, - говорил
он в
В затылок ему дышал Алексей. Сурков, который меньше был склонен поддерживать репрессированных и критикуемых писателей.
Когда в 46 вышел его роман "Молодая гвардия", критика отнеслась к нему с большим пиететом. Правда, Григорий Бровман, высоко положительно оценивая "Молодую гвардию" в целом, в обзоре прозы 1945 оговорил, что некоторые из конкретных фигур удались меньше, чем общий образ молодогвардейцев, начатая с широкой экспозиции, с большим размахом, "Молодая гвардия" закончена как рома-хроника, обилие событий затмило индивидуальные судьбы, композиция стала расплывчатой. И очень высоко оценили роман Фадеева Евгений [Степович (???)], Юрий Лукин, Александр Макаров, Семен Трегуб, Марк Чарный и др., особенно переусердствовал Ермилов - он писал: в романе Александра Фадеева "Молоджая гвардия" с непревзойденной еще в нашей литературе глубиной раскрывается высокий идейный и моральный облик советских людей, советской молодежи и руководящая роль партии в идейном воспитании народа.
Как ни
странно, Сталин сначала не прочитал "Молодую гвардию". В 1947 студия
киноактера под руководством Сергей Герасимова поставила спектакль, потом фильм
по этому произведению. Сталину не понравилось: там в
На самом деле Сталин, ЦК объявил выговор руководству Краснодонского <...> за бездействие, молодогвардейцы организовали сопротивление.
Фадеев на это откликнулся как человек, не лишенный честности. Он знал, что портит свой роман, насыщая роман именами и событиями <...>, портит его, лишает сюжетного стержня. Он на это пошел, создавая роман в значительной степени документальный. Он был еще более - менее неплохой на фоне<...>, но Сталин и вслед за ним официозная критика обрушились на этот роман ведущего советского писателя за то, что там партия плохо показана (фактически совсем не показана), и армия слишком быстро отступает и пр. При этом статья "Правды" и "Культуры и жизни" - главного издания ЦК ВКП(б) - появились разгромные редакционные статьи в отношении этих романов. Фадеев был вынужден сесть за переработку. Он чего только не <...>, в т. ч. действия армии на фронтах, всего этого навставлял и испортил роман окончательно. После этого в 51-м г. в декабре "Правда" в редакционной статье стала восхвалять 2-ю редакцию "Молодой гвардии" и самого Фадеева уверили в том, что он чуть ли не классик советской литературы. Он так это и <...>: с одной стороны, захваливали, с другой сторноы, он понимал, что он автор только 2 законченных произведений, и то 2-е он под палкой переделывал - а [возглавляет] Союз писателей. Он писал субъективные заметки, в частности, что литература не может развиваться без большого художественного своеобразия, но никогда не печатал.
В конце 1951 - испортил свой юбилей. Ему было всего 50 лет. отмечали в Колонном зале Дома союзов. Он встал и сказал: не надо меня хвалить, ведь я автор [всего] двух законченных произведений - "Разгром" и "Молодая гвардия". (Об этом пишет в своих воспоминаниях Александр Яшин, который начинал с официозной поэмы "Алена Фомина", потом один из главных деятелей "оттепели"). Фадеева он вспоминает в этом смысле с пиететом. Он даже не вспомнил, что закончил свою речь Фадеев <...> в верности Сталину.
На рубеже 40 - 50-х - борьба с космополитизмом и буржуазным национализмом. Месяц критиковали украинских писателей Корнейчука, Ванду Василевскую (его жену - польку), Владимира Соснору, Максима Рыльского, Леонида Первомайского, который оказался одновременно и космополитом, и буржуазным националистом. Под большим подозрением были писатели Средней Азии: [уже] в 1946 жупелом стал "пантюркизм", они должны были учиться у Горького и писать в соответствии с нормами русских писателей - Горького, Маяковского, Шолохова Особенно была заметна критика в адрес писателей-евреев (и критиков). Кампания за раскрытие псевдонимов: в ней участвовали Михаил Бубеннов, Шолохов, возражал им Константин Симонов, который <...> Константин (в скобках - Кирилл) Симонов. Он на самом деле был Кирилл, но картавил, поэтому стал писать "Константин".
На самом деле он был сын царского полковника, по матери из рода князей Оболенских.
Он был против [кампании]. В постановлении 1949 "О проверке постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград"" в отношении "Знамени" все указывалось: Мельников - Мельман и т. д., расшифровывались псевдонимы.
На исходе жизни Сталина удар был нанесен по роману Гроссмана "За правое дело", который в рукописи одобрили Фадеев, редактор "нового мира" Твардовский, Тарасенков, Смирнов. А после публикации - читатели в многочисленных письмах. В феврале 53-го г. тот же М. Бубеннов подверг роман критике в "Правде", с которой спорить было нельзя. Он писал:образы советских людей в романе "За правое дело" обеднены, принижены, обесцвечены, автор [стремится] доказать, что бессмертные подвиги совершали обыкновенные люди, Василий Гроссман вообще не показывает партию как организатора победы в тылу, ни в армии; огромной теме организующей и направляющей роли коммунистической партии он посвятил только декларацию. (надо было еще и образы развернуть. Роман-то был посвящен Сталинградской битве, где роль партии была минимальна.) Появились и другие публикации против идеологически вредного романа А. [Перлин (???)] назвал его идеологической диверсией! Гроссман при участии Фадеева переделывал. 30 марта 1954 Фадеев писал в письме-рецензии в Воениздат: у романа были недостатки, но статья в "Большевике" (будущем "Коммунисте") и статья Бубеннова в "Правде" фактически зачеркнули роман, да и он сам, Фадеев, в "Литературной газете допустил неоправданно резкие оценки". О новом варианте роман Гроссмана Фадеев говорил как о незаурядном явлении советской литературы, это была одна из 1-х реабилитаций художественного произведения. Фадеев ее подтвердил публично на XIV пленуме правления Союза писателей и II съезде писателей (декабрь 1954).
Реабилитации после смерти Сталина не всегда удавались. 5 мая 1954 (?) - встреча [ленинградских] писателей с английскими студентами. Те попросили показать им могилы Зощенко и Ахматовой. Пригласили их. Студенты спросили Зощенко, что он думает о докладе Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград". Зощенко: как я, офицер еще русской армии, штабс-капитан этой армии, как я, боровшийся за свободу своей страны еще при царе, как я могу относиться к такой клевете? Критик Александр Дымшиц (Твардовский его считал мерзавцем), сделал два хороших дела: в 1973 издал в "Библиотеке поэта" первый советский сборник стихов Мандельштама с его (официозным) предисловием и то, что тогда он шепнул Ахматовой: постановление сохраняет свою силу. Сын Ахматовой сидел, в третий раз отматывал срок. Она сказала, что признает критику справедливой. После этого в 1955 ей дали дачу в Комарове (это была первая своя крыша над головой с 16-го г., когда она покинула дом Гумилева) и возможность что-то печатать. На Зощенко обрушилась 3-я (1-я на рубеже 1943 - 44 за "Перед восходом солнца", 2-я -1946 и дальше - после постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград") волна критики: он посрамил Советскую страну перед Западом. Последние годы жизни он добивался пенсии, которую получил единственный раз в жизни за месяц до смерти в 1958. В 1958 Ахматова написала стихотворение на его смерть. Там: "Прах легчайший" - так как он голодал.
Жданов умер в 48-м г. в возрасте 52 лет. Возможно, ему "помогли" его конкуренты Берия и Маленков. После этого все ленинградцы, которых он притащил в Москву, в т. ч .Кузнецов и Вознесенский, который тогда уже предлагал Сталину рыночные реформы, были расстреляны - было организовано "ленинградское дело":
Еще перед смертью Сталина поэты заговорили о неблагополучии в поэзии. Степан [Щипачев] выступил в "Правде" в декабре 52-го г., "Литературная газета" в редакционной статье (а редактором ее тогда был Симонов) в январе 53-го г. (опять-таки при жизни Сталина: Сталин умер 5-го марта) обратила внимание на недостатки поэзии: там все слишком обобщенно, эпизированно. Берггольц выступила в защиту лирического "я". Она не возражала против того, чтобы наша поэзия была не поэзией грусти и уныния, а поэзией света, но утверждала в лирике борьбу, преодоление, движение, неприятие мещанской самоуспокоенности как способ самовыражения. Говорилось о страхе поэтов перед искренностью (она это говорила в январе, а Померанцев - в конце 1953). Но против тезиса Берггольц о самовыражении выступили Борис Соловьев - будущий автор толстой книги о Блоке: якобы это самовыражение игнорирует познание объективной действительности. В статье "Поэзия и правда" (54-й г. <...>) Соловьев писал: автор "Писем с дороги" (Берггольц) преклонился перед страданием как якобы той безмерно огромной силой, с которой бесполезно бороться, лучше признать ее могущество и красоту и тем самым попытаться именно в ней обрести свое счастье. Как видим, самоутверждение (в кавычках) увело автора "писем" далеко в сторону от искусства социалистическогго реализма. Против Берггольц выступили Николай Грибачев, поэт Сергей Смирнов (НЕ путать с автором документальных вещей о войне - Сергеем Сергеевичем Смирновым). Симонов в 54-м выступил за необходимость поэзии всего, что есть в душе человека, включая боль разочарований - статья называлась "Человек в поэзии". Образцом многосторонности изображения человека в прозе он назвал романы Бориса Горбатова "Донбасс"и Всеволода Кочетова "Журбины" - ультрапролетраские романы: по тем временам они еще казались более - менее живыми. А в поэзии Симонов вполне традиционно покритиковал Пастернака и Сельвинского за индивидуализм Симонов говорил также о необходимости стихов о гражданском мужестве, об отстаивании своих взглядов, о борьбе с обывательщиной приятельских отношений
Наиболее
значительные изменения произошли в конце 53 и 1-й половине
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБСУЖДАВШИЕСЯ В ЭТОТ ПЕРИОД.
Журнал "Октябрь" в 1947 - 48 провел дискуссию о социалистическом реализме. Самый горячий спор между критиками Ольгой Гру(н/д)цовой и Борисом Бяликом. Гру(н/д)цова: художник социалистического реализма обязан показывать борьбу старого с новым в каждом из персонажей (т. е. дозирование положительного и отрицательного, как в критике РАПП). Бялик настаивал: правильнее пережитки капитализма, в т. ч. бюрократизм, персонифицировать в образе одного героя, а социалистические начала - в образе другого героя, а затем дать их в жизненном столкновении между собой, показав победу [социалистического начала]. Анатолий Тарасенко(в) в статье "Советская литература на путях социалистического реализма" в общем верно сказал о схоластичности этого спора: это спор не о методе, а о сюжете и темах. Но сам Тарасенк(о) нормативно рассуждает о начале социалистического реализма: до революции были только его элементы, т. к. Горький и после допускал противоречия и ошибки. Социалистический реализм начинается только с "Дела Артамоновых", т. е. с 20-х, а вполне укрепился после возникновения материальной базы социализма, после окончательной победы социалистической промышленности над частнокапиталистическими элементами, после года "великого перелома" в деревне, когда вся основная масса крестьянства стала на путь социализма, после того как наголову были разбиты происки троцкистской и бухаринской оппозиции, представлявш[ей] собою гальванизацию старых классов. О соцреализме говорилось как о методе, выдвинутом тов. Сталиным.
Критика не
согласилась с Тарсенковым насчет времени
возникновения соцреализма: Белик, Ермилов вели
родословную соцреализма по-прежнему с дореволюционных времен. Теоретики
социалистического реализма объективно способствовали утверждению всяких
идеологических схем. Так, в статье Тамары Мотылевой "Об утверждающем и
критическом начале в социалистическом реализме"(
Одно из ключевых понятий в критике этого времени - ТИПИЧНОСТЬ. Но было 2 диаметрально противоположных и вместе с тем одинаково нормативных толкования типичности: типическое как
1) массовидное
2) редкое, но особо прогрессивное и перспективное.
В конце войны Сталин уже считал шпионами Алексея Толстого, Эренбурга, Павленко, у него была болезненная шпиономания.
Кроме того, под типичностью понималась, в сущности, и широта, тематический охват всего существенного. Украинского поэта Владимира [Сосюру за стихотворение "Люби Украину"] критиковали в партийной печати и критике (например Виталий Озеров в брошюре "Проблемы типичности в советской литературе" [в декабре этого года (???)]) за то, что в этом произведении не показаны связи Украины с другими народами СССР, не показана горькая судьба дореволюционной деревни Украины, нет яркого отображения новой, социалистической жизни украинского народа.
Были и более
гибкие понимания типического. Например, в
В
Но признание
типическим и массовидного, и единичного вело так или
иначе к теоретическому обоснованию уравнивания того и другого, о чем в декабре
Соответственно
типическому понимался конфликт. С одной стороны, возвеличивание послевоенной
социалистической действительности вело к бесконфликтности как таковой: к Бабаевскому в прозе, к Николаю Вирте, Софронову и Сурову в драматургии. Но гнилых, фальшивых людей надо было
истреблять, очищать общество критикой - и не просто очищать: Жданов в своем
выступлении на дискуссии по книге Григория Александрова, философа,
"История западноевропейской философии" в
О
необходимости конфликтности в драматургии говорили еще в 47 - 48 гг. во время
дискуссии о драматургии в журнале "Театр" Евгений Холодов, Борис
Емельянов, Александр Крон, но официальная критика обернула это против пьес, в
которых показывалась личная жизнь 11 декабря
Александр
Крон в
Надо было
преследовать врагов народа. Азербайджанский поэт Самед
Вургун в начале
Одновременно Ермилов выразился определенно: теория бесконфликтности искусства фактически направлена на притупление политической бдительности наших художников. А в качестве положительного примера Ермилов приводил пьесу латышского драматурга Августа Я*кобсона "Шакалы". Шакалы - это американские бизнесмены, <...>, задумывают нападение на Советский Союз. Ту же пьесу одобрял Виталий Озеров: в ней американские поджигатели войны, по словам Озерова, были показаны бандой современных каннибалов во фраках и мундирах.
Такой критикой Озеров заработал себе потом пост председателя Совета по критике и литературоведению при Союзе писателей, долго возглавлял "Вопросы литературы".
Фактически с бесконфликтностью после смерти Сталина пришлось "воевать" и Марку Щеглову, и ряду выступавших на II съезде писателей, в сущности, и [Померанцев], и Абрамов выступали прежде всего против теории бесконфликтности в тогдашней прозе, хотя в основном эту теорию связывали - ну, не теорию, теория - это условное обозначение - с драматургией.
Официальная
критика призывала и героя советской литературы сделать достойным его великой
эпохи. Всякий соответственно воспитанный может стать таким, как Мересьев, Зоя Космодемьянская и <...> - писала Алиса
Марголина в
Естественно,
что одним из пунктов критики в статье Померанцева была критика культа личности
героя романа сверхгероя и лакировки. Отсюда вся эта
критика утеряла героев, красавцев, вплоть до <...> и т. д. Уже после
смерти Сталина появилось понятие "культ личности", но еще без Сталина
- Хрущев готовил постепенно: он критиковал культ личности как отвлеченную
категорию, а в
Статьям
Щеглова, Померанцева, Абрамова было и противодействие.
Очень влиятельный
критик, работавший в аппарате ЦК, Борис Рюриков в
статье
Осуждались в послевоенное десятилетие и другие теоретические понятия, в т. ч. "традиция" и "новаторство". Такие критики, как Ермилов, отличались преемственностью прежде всего нового и прогрессивного: большевики в этом смысле оказывались преемниками Гоголя, который истолковывался прежде всего как критик и отрицатель самодержавно-крепостнического строя.
А. Марголина
в статье "О новаторстве и традициях" (
Критика по сути ставила советскую литературу выше классической, особенно Белик. Один из самых догматичных критиков того времени, [ленинградский критик] Борис Платонов обнаружил гоголевские традиции даже в "Кавалере Золотой Звезды", где автор обличал, хотя и не всегда глубоко, оторванность от жизни многочисленных контор и управлений краевого масштаба.
В поэзии к
тому времени традиция Маяковского уже не считалась единственной . В
Нормативность критики иногда пытались оспорить. (Это вопрос уже о КРИТИКЕ КРИТИКИ.) Симонов в47 - 48 гг. выступал против требований типа "в жизни так не бывает". В нач. 50-х также его ставленник Борис Рюриков выступал в этом смысле. Против требований типа "писатели должны... герой должен быть" и т. д. Он проводил аналогию с военными уставами, которые нельзя было не нарушать во время войны: так получалось, что уставы отставали от жизни, и приходилось их переписывать. Это было не очень смело, но за это обвиняли его более официозные критики. Ермилов возражал: как же без норм поведения советского человека, без норм морали (т. е. подменял предмет разговора). Симонов писал в открытом письме критику Семену Трегубу, который обвинял стихи Маргариты Алигер в слишком мрачном тоне: это просто правда, впереди сейчас трудные годы восстановления страны.
В
Некоторые
критики ушли в литературоведение, но, как выяснилось, это тоже не было спасением.
Фадеев возложил ответственность за отставание советской драматургии на критиков
Гурвича и Юзо*вского, потом к ним добавил [Борщаго*вского], Малютина, Бояждиева,
это было в
В
Вновь о
неудовлетворительном состоянии критики и литературоведения заговорили вскоре
после смерти Сталина, о ремесленничестве в критике, о бережном отношении к
таланту. Фадеев на XIV пленуме правления Союза писателей в октябре
В поддержку
Померанцева напечатана статья в "Комсомольской правде" 17 марта 1954.
Статья называлась "Замалчивая острые вопросы". Ее написали молодые
авторы, аспиранты Московского университета: Сергей Бочаров, Владислав Зайцев,
Владимир Панов (потом ушел в редактуру), учитель преподаватель (подписался)
Юрий Манн и студент Александр Аскольдов (он пошел в режиссуру, снял фильм
"Комиссар" по рассказу Гроссмана "В
городе Бердичеве" с Роланом Быковым и Нонной Мордюковой в главной роли - фильм, который пролежал
20 лет на полке и был показан только в период перестройки при Горбачеве). Они
выступили против этих статей, разоблачающих Померанцева: сами же призывают к
острой дискуссии и сами все перечеркивают. Была и статья Рюрикова
в "Литературной газете" против этой статьи, а президиум. Правления
Союза писателей 11 августа
КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
В 30-е гг. и
во время войны русская литература истолковывалась в духе единого потока, а
Жданов в
"Литературную Россию" - она была попозже, в 50 - 60-е гг. - дала газета "Литература и жизнь".
В