№8 (24.11)

Основную тенденцию определили в 20-е годы – о реализме говорили в 20-е годы.

Замятин предлагал синтез, который рождался на стыке идеализма/символизма и реализма/натурализма.

1919г. имажинизм  – декларация  – даже для них реализм имел смысл положительный, хотя чисто декларативный – писали, что никогда еще искусство не было так далеко от реализма и так близко к натурализму как в период <?>футуризма. Но тот реализм – едва ли не все, что не натурализм. В этом смысле имажинисты противостоят Замятину.

Футуристы сначала отвергали реализм, так как он убивал фантазию (1922г.), но в 1924г. в статье «К задачам дня» Н.Чужак (группа Левый фронт – ЛЕФ) назвал футуриста «реальнейшим реалистом в сегодняшнем дне, который строит из него диалектические модели в прямое завтра».

«Если товарищи позволят мне шутку, я скажу, что революции нужен уже не футуризм, как устремление в "тридевятое" будущее, а футур-экзактизм (от футурум-экзактум - немецкое пред-будущее). Футурист - только тот, кто реальнейший реалист в сегодняшнем дне и строит из него диалектические модели в прямое завтра».

Если Форватов<?> защищал фантазию, то Чужак предложил понятие «ультрареализм». Направление: против фантазии, за всамделишнюю и максимально точно высказанную правду («Литература факта» 1929г. – сборник под ред. Н.Чужака). На самом деле и здесь реализма как такового не было, скорее документализм.

Еще в 1922г. Брюсов напечатал статью «Неореализм» с призывом к художникам использовать все ценное, что есть в реальной жизни. «Искусство подлинно действительно только тогда, когда вбирает в себя все, что вокруг нас. Реализм – исходная точка искусства». Понятие чрезвычайно расширяется. «Чувство реальности».

Теоретически не исключали реализма и конструктивисты. К.Л.Зелинский (теоретик конструктивизма) в книге «Поэзия как смысл» 1929г. писал, что пролетарское искусство должно соединять черты символизма, реализма и конструктивизма. Реализм понимал в собственном значении и пытался расширить платформу конструктивизма.

Поэт Илья Сельвинский (лидер конструктивистов) в 1930 году в статье «Гордость конструктивистов»<?> выступил с программой дубль-реализма. Провозгласил авторскую активность за формой<?>, субъективизмом без хрестоматийного благообразия реализма; полнейшая свобода авторского восприятия, его капризы, при сохранении чувства действительности. Реализм берет жизнь как она дана, дубль-реализм берет из жизни только характерное, только типическое по своей исключительности (элемент эпатажа). Конструктивной пружиной дубль реализма назван сюжет. Западники-конструктивисты, как и Серапионовы братья, как и Замятин, ориентировались на сюжетную литературу. Дубль-реализм ставит проблему сюжета с нев. в русской поэзии остротой. <…>Так что концепция не была реалистической, хотя нарастание реалистических тенденций в творчестве самого Сельвинского констатировали тогда и РАППовец Алексей Селивановский, и ПЕРЕВАЛец Абрам Лежнев.

Впоследствии в 20-е годы за реализм выступали  М.Горький, А.Толстой,  Луначарский (хотя Луначарский не отрицает и другие художественно значимые явления), Воронский, Полонский.

1927г. – РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) поддерживала реализм, пока были близки к вульгарным социологам. Но в конце 20-х годов отдала явное предпочтение диалектико-материалистическому методу в литературе.

Диалектико-материалистический метод. Краеугольный камень диалектического материализма есть учение о материальной природе мира, то есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.

1924г. – А.Толстой – «Задачи литературы» - спорит с ЛЕФовской концепцией литературы факта (Н.Чужак) как с антиреалистической: этот принцип основан на внешнем описательстве, «внуки найдут у нас только голые факты…» Сознательное использование традиций 19 века и некоторое предвосхищение сталинского монументализма. Эстетизму противопоставляет положительную программу: «Я противопоставляю эстетизму литературу монументального реализма: ее задача – человекотворчество, ее метод – создание типа, ее пафос – всечеловеческое счастье, совершенствование, ее вера – величие человека, ее путь – прямо к лучшей цели». «Хождение по мукам»: «Потерял в себе большого человека, а маленьким быть не хочу».

Многие видели отличие становящегося реализма от реализма прежнего и предлагали свои термины.

Маяковский – тенденциозный реализм, ПЕРЕВАЛьцы (Горбов) – динамический, РАПП – пролетарский и на первых парах романтический реализм (потом слово «романтизм» для них стало ругательным. В 1929г. Фадеев «Долой Шиллера» – Шиллер прикрыл вопли лавочника красивыми лозунгами).

Луначарский говорил, что Ленин любил крепкий социальный реализм, но это не было претензией на какую-то теоретическую новацию, «социальный» в смысле тематики, реализм в произведениях на социальную тему.

Воронский говорил о новом, или неореализме, говоря о том, что писать как Тургенев или Гончаров сейчас уже нельзя, что их сейчас и читать-то невозможно, слишком все медленно развивается.

Луначарский, Воронский и Полонский были едины во мнении, что реализм нужно расширить, добавив в него романтику/романтизм – их не различали. Более-менее последовательно разграничил эти понятия только Г.Н.Поспелов во второй половине 40-х годов «Ученые записки филологического факультета МГУ», но всеобщим это разграничение не стало, критики путали эти понятия вплоть до конца (пока не перестали о них писать). Впоследствии концепция синтеза романтики и реализма была освещена авторитетом Горького (романтик – реалист – соцреалист – схема его развития).

В 20-е годы было неверное понимание реализма как простого отражения, повторения. Это принижало классику (недаром большинство критиков относились к классике настороженно или отрицательно). Это создавало иллюзию, что искусство более адекватное, чем прежний реализм, даст литературу более высокую, чем классика.

РАПП «Догнать и перегнать классику, буржуазную литературу». Сначала у них был лозунг учебы у классиков, и «Разгром» создавался под р-ей этого лозунга.

Горький и Луначарский были уверены, что в будущую советскую эпоху искусство будет выше классического, а потому недооценивали<?> литературу 20-х. Воронский тоже<?> на это надеялся.

«В революционную эпоху реализм не может быть созерцательным, склоняться перед вызовом, - писал Луначарский, - а должен быть взволнован чувством, огнем строительной идеи».

В 1925 году Луначарский считал, что реализм должен быть расширен путем включения в него романтики, которую понимал двояко: 1. Условные формы, 2. Устремленность в будущее. Не разграничивал. Устремленная в будущее личность, личность на подъеме несколько искажает реальность, но в этом проявляется и особое чувство реальности. Пример соединения романтизма с реализмом для Луначарского – «Железный поток» А.Серафимовича, тот самый, который Замятин назвал «украинской оперой», т.е. чисто условным, аляповатым, неестественным произведением. «Чапаев»  Д.Фурманова – тоже соединение романтики с реализмом, «верный компасу марксизма».

Другой путь расширения реализма – показывать действительность более действительной, чем она есть на самом деле – путь «монументального реализма». (Так за год до этого <1924г.> у А.Толстого). «Монументальный реализм, свободно владеющий условною гиперболой, карикатурой, но не во имя непонятной цели, как в футуризме, а для эффективного выявления какой-либо социальной черты. Это прием глубоко реалистический». Там, где есть изображение не похожее на действительность. Монументальный реализм, в отличие от А.Толстого (см. выше), Луначарский связывал с художественной условностью.

Когда появился термин «социалистический реализм», многие стали писать, пытаясь объяснить его. В том числе один из первых – Фадеев (делал карьеру). В 1932 году писал о необходимости таланта и литературной учебы. «О социалистическом реализме» отталкивается от РАППовского положения на счет диалектического материализма как метода художественной литературы. «Достаточно ли социалистического мировоззрения, чтобы быть передовым революционным художником? Нет, необходимо иметь дарование, талант». «Успехи соцреализма будут обеспечивать бурный рост всесторонне талантливых людей». Надо всегда ставить вопрос: даровито ли это произведение в художественном отношении. Важен писательский опыт, умение, мастерство, овладение техникой, знание языка, умение построить речь, далее упорный тщательный труд, всесторонние знания вообще, и особенно знание фактов, относящихся к тому, о чем пишешь (ЛЕФовцы многих запутали с их самодавлеющим фактом) – в общем-то банальные положения, но в то же время пролеткультовцы, например, считали, что пролетарскому писателю учиться уже и не нужно; РАППовцы допускали учебу у классиков.

Бывает, критик надрывается по поводу недостатков мировоззрения, а оно не хуже, чем у критика, просто не хватает художественного таланта. Критик толкует о страшных противоречиях в художественном методе, а автор пишет, что взял метод критика, но испытывает противоречия ученичества, противоречия неопытности, неумения.

«Наивны были статьи, - говорит Фадеев, - ставившие проблемы метода и стиля на произведениях Шубаврина, Ставского, где нет художественной высоты, на которой можно было бы ставить эти проблемы. Дело не в достижении «чистенького» метода, а в том, чтобы оружие художественного слова участвовало в борьбе масс за социалистическое общество. В том числе нужно, чтобы выходцы из интеллигентской среды восприняли органически мировоззрение рабочего класса». «Это происходит в невиданно широких масштабах». «Наша эпоха так величественна, страна социализма шагает такими гигантскими историческими шагами, наши требования так высоки, что литература наша еще не удовлетворяет нас. По сравнению с этими успехами и этими требованиями она еще в пеленках». (1932г. – голодный год, был объявлен годом успешного завершения пятилетки, в официальной печати было нечто подобное).

 «Недостатки мировоззрения» всегда сказывались на творческом методе (высказывался о противоречии между мировоззрением и стилем, эта дискуссия уже началась и продолжалась все 30-е). Бальзак и Толстой были бы еще выше, если бы у них было бы по настоящему прогрессивное мировоззрение.

«Настоящее искусство всегда реалистично». Реалистами названы Гомер, Шекспир, Пушкин, Данте, Свифт, Сервантес, Грибоедов и т.д. С тех пор в мозги читающей публики внедрялось, что настоящее искусство только реалистическое, а значит всякий хороший художник -  реалист (начиная от древней Греции J).

Подчеркивал, что соцреализм это не нивелировка (уничтожение различий, уравнивание) (только теоретическая деклорация).

Когда заработал оргкомитет союза писателей.

Организационный комитет Союза советских писателей СССР. Создан после исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 о перестройке литературно-художественных организаций для подготовительной работы по созданию единого Союза советских писателей СССР и РСФСР (см.) и созыва первого съезда писателей.

Как говорил на XVII партсъезде тов. Каганович, «группа коммунистов-писателей, пользуясь организационным инструментом РАПП, неправильно использовала силу своего коммунистического влияния на лит-ом фронте и вместо объединения вокруг РАПП и привлечения широких писательских кадров эта рапповская группа товарищей тормозила, задерживала разворот творческих писательских сил. ЦК столкнулся в данном случае с неправильной политической линией ряда коммунистов-писателей на лит-ом фронте, причем эти товарищи располагали организационным аппаратом — РАПП... И вот тогда был поставлен вопрос о ликвидации РАПП, о создании единого союза писателей. После этого организационного решения вопроса писательские силы поднялись, развились и дело в литературе улучшается».

Возглавляемый М. Горьким, Оргкомитет имеет в своем составе всех крупнейших советских писателей.

Вслед за созданием О. в центре были созданы оргкомитеты в республиках, краях, областях и районах.

Структура О. имеет следующий вид:1) президиум, 2) секретариат, 3) орг.-инструкторский отдел, 4) организация творческой работы писателей, 5) отдел по работе с молодыми авторами, 6) отдел литературы народов СССР. Кроме того в системе Оргкомитета работают Автономная секция драматургов, созданная вместо б. Всеросскомдрама, Комиссия по детской художественной литературе и Бюро переводчиков.

 На втором пленуме оргкомитета союза писателей (12 фев.1933 г.) должен был быть поднят вопрос: 1. о драме, 2. о социалистическом реализме. Доклад должен был делать И.В.Гронский, который еще официально возглавлял тогда огркомитет, но он даже не критик, а партийный публицист. Горький воспротивился. Доклад делал Луначарский (в 1933 же году он умер). Подход внеисторический и внеэстетический. Доклад «Социалистический реализм» (внеисторический как и у Фадеева). «Еще Плеханов писал, что все активные классы бывают реалистическими. Даже если ограничить свою цель познанием действительности, и то это реализм». Вывод: искусство пролетарского класса не может не быть реалистическим.

Иван Михайлович ГРОНСКИЙ (Федулов)(1894-1985)журналист, литературовед. Работал ответственным редактором в газете "Известия", в журналах "Красная нива" и "Новый мир". Именно при нем в "Новом мире" печатались Бабель, Олеша, Мандельштам, Пильняк, Пастернак. Провел более 15 лет в лагерях и ссылке. После смерти Сталина его освободили и полностью реабилитировали, восстановили в партии, но к журналистской и редакторской работе более не допустили. Даже пройдя тюрьмы и лагеря, остался твердокаменным большевиком. Ему принадлежит авторство понятия и термина "социалистический реализм" - официальному направлению в советской литературе и искусстве, которое долгие годы душило все новое и неординарное. Но именно Гронский взялся после ХХ съезда партии хлопотать о реабилитации репрессированных в сталинские годы писателей (Союз писателей СССР наотрез отказался ходатайствовать за "врагов народа"). И по его справкам, представлениям были реабилитированы практически все.

Здесь реализм приближается к Писареву, к его пониманию реалиста: практически приспособленных к жизни людей.

По Луначарскому, буржуазия, довольная собой, считает себя главной, и потому у нее реализм статический, утверждающий. Но буржуазия неоднородна: мелкая буржуазия недовольна победой крупной; мелкий буржуа: «Мы чужды политики. Если пролетариат шабашит, то ведь это массовый класс, мы же индивидуалисты. Наше дело писать, как у мира рожа крива, наше дело описывать, какой подлый строй создала крупная буржуазия, может быть редко впадая в карикатурный тон, но все же с научной честностью». (Отрицательный реализм – та часть, которая является предельно честным изображением действительности (натурализм) сводится к тому, что писатель в основном изображает отрицательные стороны дейст-ти).

Истинно революционный метод – правдивое художественное изображение действительности в ее развитии, в основных тенденциях, в разнообразии проблем и вопросов, волнующих новое человечество. Советская литература все более уверенно и победно развивается под эгидой нового революционного художественного метода – метода социалистического реализма. И не может быть иначе – так отражается в революционной литературе ведущий стиль эпохи (заимствовано у Фриче).

В проекции на литературу 19 века теория Луначарского выглядит следующим образом: если мы возьмем русскую литературу, то найдем:

·                    либерализм<?> (Тургенев)

·                    натуралистический реализм (Толстой)

·                    реализм с отходом в романтику

Обобщая очерченный диапазон буржуазного искусства: статический реализм, отрицательный, желание противопоставить действительности романтическое нечто.

·                    статический реализм (крупная буржуазия)

·                    отрицательный реализм (мелкая буржуазия)

·                    стремление противопоставить действительности романтическое иллюзию (переходная)

Социалистический реализм назван динамическим. Луначарский обвиняет в меньшивизме тех, кто говорит о развитии, но говорит «беспристрастно и объективно», предполагает, что среди нас уже нет реалистов буржуазного типа. «Мы очень рады этому», - констатирует Луначарский. «Это люди недовольные социалистической действительностью, они будут создавать художественные протоколы, художественные фотографии заднего двора нашей революции». (Строящийся дом без крыши).

«Правда – это завтрашний день», она в борьбе и развитии. Монументальный реализм – взаимодействие реалистических элементов и романтики. Но художник может создавать монументальные грандиозные образы, которых не встречается в действительности, но которые являются персонификацией коллективных сил.

Романтику Луначарский тоже понимает неисторично. Эсхил «Прометей» у него тоже романтика. Под романтикой понимает: 1. внешнее неправдоподобие, 2. устремленность в будущее, 3. пересоздание действительности (ср. теория лит-ры Тимофеева).

Возможен, по Луначарскому, социалистический романтизм. Потом это станет ругательством, такое словосочетание станет еритическим.

Социалистический реализм имеет много методов, которые у нас уже есть, и которые мы уже приобретаем. Потом и это станет ересью, нельзя будет говорить о разных методах.

Отстаивает мнение, что социалистический реализм доступен только тем, кто полностью освоил философию диалектического материализма, который дает цельный охват жизни. Признает и непосредственные наблюдения, но произведения наблюдателей годятся только на материал для писателя-марксиста.

Различные разновидности, не только по стилю. Вн. град-я. Расс. о необходимости юмора. Пример из деревеньщиков <?>– юмор такой, чтобы хотелось не повеситься, а помыться и побриться. Тяготеет к резкой определенности. Против мещанской драмы. Бытов. должна быть или комедией или трагедией.  

«Поменьше замыкания в преждевременные нормы… побольше свободы творчества в указанных партией рамках». По тем временам это наиболее либеральный доклад, касающийся социалистического реализма. Статья была опубликована только в 60-е годы.

«В нашей поэзии, - продолжал Луначарский, - мы имеем также представителей социалистической направленности (осторожнее!), таков был покойный Маяковский, таким же является Безыменский и др. Романтика и объективизм объявляются частью соцреализма. «Соцреализм в известной степени не мыслим без примеси романтики, в чем и заключается его отличие от равнодушного протоколирования». Многое из этого потом войдет во все статьи, посвященные социалистическому реализму.

 

В 1934 году – дискуссия об историческом романе – установлено, что и там может быть социалистический реализм – таким романом был объявлен «Петр Первый» А.Толстого – главное, чтобы жизнь была показана в революционном развитии.

Дали и реализму несколько определений, т.е. «социалистический реализм» еще не термин<?>. Горьковский «Клим Самгин» и «Поднятая целина» Шолохова. «Поднятая целина» поражает правдивостью своих образов и вместе с тем огромной нас-ю воли, симпатии, понимания, а также самым напряженным участием автора. Поначалу «Поднятая целина» была встречена отрицательно, показалось, что там коллективизация была показана слишком ожесточенной, но Сталин это произведение разрешил, видимость либерализма была ему необходима, так что «Поднятую целину», в отличие от «Тихого Дона», после такого вмешательства партийных властей начали приподнимать, а Шолохова ставить в 1-е ряды соцреалистических писателей.

 

В 1934 году состоялся 1-й съезд советских писателей, который ознаменовал завершение формирования «Союза советских писателей» (5 сентября). В союз приняли более 1500 членов и около 1000 кандидатов (те, чье творчество еще не имеет самостоятельного значения).

377 делегатов с решающим голосом и 220 с совещательным (Н.Бухарин, А.Гайдар, В.Шкловский, К.Паустовский).

Мандатные данные: средний возраст – около 36 лет, средний стаж – 13 лет. Т.е. действительно советские писатели –  молодые, сложившиеся при советской власти – с момента революции прошло 17 лет.

Беспартийных было менее 40%, остальные члены или кандидаты в члены ВКПб или члены ВЛКСМ (комсомольцы – 7,3%).

21 женщина и 570 мужчин (96,3%) – не совпадает с общими цифрами.

27,3% - рабочие, 42,6% - крестьяне, 2,4% - мещане, 12,9% - трудинтеллигенция, 5,5% - служащие, 2,4% - дворяне, 1,4% - торговцы, 1,7% - служители культа, 3,8% - кустари.

32,3% - прозаики, 19,2% - поэты, 6,4% - прозаики/поэты, 4,7% - драматурги, 12,7% - критики, 2% - очеркисты, 1,3% - детские писатели, 1,8% - журналисты, 19% - смешанные.

52 национальности (но не 52 нац. лит-ры), 49 языков.

Национальный состав: русские – 201, евреи – 119, грузины – 28, украинцы – 25, армяне – 19, татары – 19, белорусы – 17, тюрки – 14, узбеки – 12, татжики – 10, башкиры – 8, латыши – 8, немцы – 8, поляки – 8. Национальная политика в литературе была в пользу малых народностей. О русской советской литературе речи не было, не было и особого отделения (1959г. – союз писателей РСФСР). Были специальные доклады о литературе Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Таджикистана, Татарской АССР, Азербайджана, Туркмении. (О казахах и киргизах –нечего было сказать).

Тогда еще не было единой советской литературы. Только происходило знакомство друг с другом литератур. Только с 60-х годов сложилась многонациональная советская литература. Просуществовала от силы 30 лет.

1-й доклад Горького – «Советская литература» –  не был отчетным. Все думали не о прошлом, а о будущем, так что имен он не называл.

Коренная переориентация методологии. Вместо классовости – народность. Горький говорил о том, что забыли о народе, вспомнил Петрушку, богатырей. Народность – объединяющий принцип, классовость – разъединяющий.

 Доклад Маршака «О большой литературе для маленьких».

Два доклада посвящены начинающим писателям:

1.                  Владимир Стахов<?> «О литературной молодежи нашей страны». Тогда едва-едва был упомянут роман Островского «Как закалялась сталь». Не придали значение этому роману.  Потом, за несколько месяцев из начинающего писателя сделали классика советской литературы.

2.                  «О работе издательств с начинающими писателями» - о том, что молодым не пробиться. Примеры совершенно пренебрежительного отношения к начинающим. Часто пропадали рукописи (в том числе и у Островского).

Маршак:

1.                  Такой съезд невозможен был до революции, невозможен он и на западе.

2.                  Говорилось о письмах детей в редакцию: дети просят произведения на разные темы. Особенно на военную тему. «Трудно сосчитать, сколько раз повторяется в письмах просьба написать про будущую войну, чем она кончится, какая будет ее техника, как могут помочь пионеры Красной армии». (1933г. в Германии к власти приходит Гитлер).

Гайдар написал свою сказку о «Мальчише-Кибальчише» на военную тему. Но Маршак от этой сказки камня на камне не оставил. Раскритиковал за аллегоризм. «Почему мальчиш-плохиш в сказке Гайдара «О военной тайне» предает буржуинам своих товарищей, помогающих Красной армии? Очевидно только потому, что его зовут Плохиш. Всякая сказка нуждается в мотивировке поступков, а то в место сказки получается холодная аллегория 18 века, где герои охарактеризованы одними только именами, да и сам стиль сказки «О военной тайне» переносит нас во времена псевдорусских Добронравов и Услад». Мало ист. книг для детей.

Доклад Горбунова – тематика произведений издательства «Советская литература» <?>. 43% - о рабочем производстве, 18% - о колхозах и деревнях, 9% - о гражданской войне и Красной армии (после войны пропорция изменится). «Вечные проблемы разрешены, начинают выдвигаться проблемы борьбы с природой». С большей охотой пишут о штормовых периодах строительства, нежели о пафосе освоения производства. Мало произведений, посвященных детям, мало научно-фантастических рассказов (было исправлено). Мало интереса к далеким окраинам. Мало интереса к старине (после дискуссии об историческом романе они появились).

Многие ждали, что все впереди. «Даже о гражданской войне лучшие произведения еще не написаны». Имена выдающихся писателей не назывались.

Горький: «Социалистический реализм утверждает бытие как творчество, цель которого непрерывное развитие сильнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради счастья жить на земле». Говорил о победе большевизма.

Вопрос об устаревании литературы. 75% не заслуживает переиздания. Многое устаревает и очень быстро. В этом отношении классики надежнее.

Затрагивались вопросы теории литературы (но больше в эмоциональном плане). Записано определение соцреализма: «Социалистический реализм, являясь основным методом художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

А. Толстой, Фадеев – свои определения. На съезде Фадеев в пику Горькому назвал соцреализм «критичнейшим из реализмов», в последствии не вспоминал об этом, так как хотел представить себя его преемником – через два года после смерти Горького возглавил союз писателей.

Вспомнили о гуманизме. Л.Авербах: «Разве может быть что-либо более гуманное, чем наша классовая ненависть». А.Сурков: «На съезде получило свое место слово, к которому относились с недоверием, - слово гуманизм». Ю.Олеша – речь в защиту гуманизма. Жиловский<?> вспомнил об ошибке ЛЕФа: «Человечность и всечеловечность революции мы недооценили». Боевой характер советского гуманизма. Иной гуманизм критиковали (Попов, Вишн.). Сурков – не стоит забывать, что скоро стихи со страниц толстых журналов должны будут перейти на страницы фронтовых газет.

Говорили об опасности сусальности, приукрашения, отвлеченного изображения действительности: Фадеев, Эренбург, Кассиль.

Кольцов – в защиту сатиры.

Многие выступали за художественное разнообразие.

4 доклада о драматургии – А. Толстого (содоклад), Погодина, Керсона<?>.

2 доклада о поэзии – Бухарина, Тихонова «О ленинградских поэтах».

Доклад Бухарина (главный редактор «Известий») «О поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР»:

1.                  огромный рост культуры

2.                  ставит проблему качества (спорит со статьей 1925 г. Демьяна Бедного: «маленькая социалистическая рыбка лучше, чем большой пильняцкий таракан»).

3.                  требование мировых критериев

4.                  критикует магическую и полумагическую интепритацию словесного искусства, в отрицательном смысле, но цитирует Гумилева и Бальмонта (статья «Поэзия как волшебство»)

5.                  говорит, что у Белого словесное искусство достигло «поистине Гималайских высот»

6.                  искусство – мир чувственных образов с иным типом мышления, чем мышление логическое. Критика рационализма (продолжает линию Воронского)

7.                  цитирует Чернышевского, хотя и называет его формулировки грубоватыми. «Общеинтересное - <?> … искусство».

8.                  Поэтика – технология поэтического мастерства.

9.                  <?>Критикует формализм (говорит о необходимости изучения формы, в том числе и стиха) к этому не присл. <?>

10.              Из исторической части: выделяет Блока, Есенина и Брюсова (завед. разных) – поэты, пришедшие к революции. Особенно хвалит Брюсова.

11.              Демьян Бедный. Юмор, народность, простота образов, примитивность языка. Критикует за отставание от культурного уровня читателя.

12.               Пастернак охарактеризован как один из крупнейших мастеров стиха. Критиковал уход от мира.

13.              Жаров и Уткин – резко критиковал за самовлюбленность и легкомыслие (Маяковский – «Жуткин»)

14.              Маяковского назвал советским «классиком», но в ковычках - еще ругательное слово. В 1935 году провозглашен создателем соцреализма наряду с Горьким.

15.              П. Васильев – похвалил, через 2 года Васильева расстреляли.

16.              Очень любил Мандельштама, но назвать его не мог, не мог упоминать Ахматову

17.              «Поэзия не идет в ногу с эпохой»

18.              Задачи монументального творчества.

Разграничивает стиль и метод. Стиль – наиболее общие конструктивные принципы. В ценре внимания – изображение борьбы социализма. Опосредование советской действительностью.

Романтика и героика. Не имеет смысла противопоставление романтизма и соцреализма.

 

ическому как и Серапионовы братьяо капризы.

Сайт создан в системе uCoz