ЛЕКЦИЯ 7

19/11/2004

 

«Перевал»

 

РАПП была самой большой организацией в России. Около трёх тысяч человек. Для сравнения Всероссийский союз поэтов и Всероссийский союз писателей включали каждый приблизительно по сто человек.

Перевал – сравнительно небольшая организация, но единственный сильный соперник РАПП. Изначально формировался вокруг Воронского. Из его статьи «На перевале» они взяли свое название. Группа сложилась в конце 23- начале 24 года.

 В 24-26 гг. вышло шесть сборников Перевала (Иван Катаев, Весёлый, Светлов, Голодный и др.).

«Красная новь» - сборник, в котором выступило более шестидесяти человек, включая Пришвина, который впоследствии отрёкся от Перевала. В сборнике были опубликованы рассказы Катаева («Молоко», «Автобус»), Багрицкого, Малышкина.

Перевал выступал против бескрылого бытовизма, за традиции русской литературы.

В группу входили два критика – Лежнев и Горбов. Развивали идеи Воронского («Искусство видеть ? »): творческий процесс, как снятие покровов.

Горбов: о фрагменте из Фадеева, где дневальный ночью мечтает (о том, что за перевалом).

Все сборники Перевала полемичны. Против РАППа и ЛЕФа. Выступают против концепции социального заказа, за искренность, которая рассматривалась как призыв к бесклассовости, беспартийности. Противники Перевала воспринимают эстетическую культуру как гипертрофированное подсознание. Из-за того, что их формулировки подчеркнуто полемичны, следовательно, их легко обвинить.

Проблема: мастерство (деланные произведения) VS творчество (настоящие метры)

 

Перевал едко высмеивает РАППовцев. Например, Зонин «75 лет со дня смерти Гоголя». (\\ Фактические ошибки: Киплинг принадлежит американской буржуазии – Ефимов и др.)

Идеал для Перевала – эстетическая действительность будущего. Их  метод – динамический реализм. При этом художественное творчество не равно жизни, но равноценно ей. Участники Перевала стремятся претворить материал жизни в сладкую легенду (Слова Сологуба, с которыми Перевальцы солидаризировались). Рациональность для Перевала теряет своё значение.

Например: П. Слётов (Слопов  - ЛД) повесть «Мастерство». Вызвала большой резонанс. В ней рассказывается о Франции 18го века, о скрипаче Луиджи и его ученике Мартино. Луиджи – «художник», Мартино – «сальерист». Луиджи погибает – следовательно, торжество рационализма. Сочувствие автора на стороне Луиджи.

Горбов: нельзя примириться  с рациональностью в литре.

 

Горбов, 1929 г. «Поиски Галатеи». О Фадееве, Куприне, Андрееве… плюс теоретические главы: «Галатея или купчиха», «Пролетарская новь», «В защиту эстетики». Положительно оценён «Разгром», лучше  «Тихого Дона». [Что для Фадеева было только хуже, слишком захвалили.]

 

1928 (I приезд Горького в Россию) Лежнев: Горький и особенно «Мать» популярнее всех классиков («Мать начинают ценить»).

Горбов же отдает предпочтение раннему творчеству и повести «Городок Окуров».

 

Теоретические позиции Перевала: надо знать, о чём пишешь, но в процессе творчества знание уступает место подсознанию. Требуется органическое воспроизведение жизни (ср. теорию Фриче).

 

За эстетическое отношение к искусству – Мих. Голодный (Эпштейн).

«Бездарь и его родители» - 5й сборник Первала.

 

Лежнев:

«Разговор в сердцах», написан в диалогической форме, которые он вообще любил. Отрицательные оценки Зонина, Гельфенда (?) и других РАППовцев. Также отрицательно оценивается Шолохов за избыточные описания.

1929 книга «Литературные будни»: о «Цемент» Федора Гладкова. В произведении представлена характеристика по социальным типам (спец, комсомолка и др.). Лежнев положительно оценивает выразительность произведения, но, по его словам, в романе «не хватает родинок». Защита Гладкова Переваловцами обоснована: Гладков принадлежал группе «Кузнецы», полемизировавшей с РАППом.

 

Несмотря на то, что Перевал был против борьбы групп в литературе, сам он не мог избежать полемики с РАППом (вплоть до специальных собраний, а которых обсуждались эти вопросы). Горбов называл РАППовцев пустоплясами.

 

Перевал выступал и против ЛЕФа. Следовательно, они (переваловцы) не принимали Маяковского. Крайне отрицательные оценки поэмы «Хорошо». «Маяковский резвится, как ягненок, украшенный ленточками.» [Т.о., Гладков лучше Маяковского.]

 

 

Лежнев о конструктивистах:(в книге «Литературные будни», ст. «Левое» искусство и его социальный смысл», статьи 22 и 28 гг.) к конструктивистам относили И. Эренбурга. Реакция на «левую литературу».

Лежнев «Договаривая до конца» - против статьи Эренбурга «И все-таки она вертится». Лежнев: примитивизм, варваризация, упрощение философского содержания.

О конструктивистской литре как о литре с математической точностью.

1922 Конструктивизм – буржуазная концепция.

 

*[1]в то время  Левидов ( принадлежит ЛЕФу) выступает за  упрощенную культуру, он противопоставляет культуру и цивилизацию (ср. Блок). Лефовцы предпочитали цивилизацию. Рабочий должен отдыхать душой после работы. Не нужно сложного искусства.

 

Лежнев: Конструктивизм строит новым формы «аванса». Грех крайнего идеализма. (у меня про это ничего – ЛД, проверь на всяк случай) При этом Лежнев против чрезмерной расчетливости. Также выдвигается критерий реалистичности (важная роль отводится кинематографу.)

 

1922 год – «Диалог ЛЕФовца и автора». Нужен новый человек, оратор, делец. Мы проводим индустриализацию всей страны, а вы за музейный гуманизм – такова, мол, позиция ЛЕФа. Для Перевальцев же важна концепция всестороннего развития человека – гуманизм. Автор: новый гуманизм не заслуживает отрицательного отношения.

 

 

О футуризме: … Социализм воспринимается субъектом как усовершенствованный работный дом.

 

* О. Чичагова – конструктивист. Необходимо создать констр. человека и через него – новый тип быта.

 

Постепенно Перевал из пролетарской группы превращается в интеллигентскую. А в 30-ые годы   окончательный разгром этой группировки.

Поскольку Воронский и Полонский уже ушли из литературы, единственным человеком, который мог бы её улучшить считается Горький.

 

18-21гг. – соглашается сотрудничать с большевиками. После расстр. Гумилева его вынуждают уехать. Затем в 22 году – «обработка» Горького Бухариным. В эмиграции Горький так и не сошелся с эмигрантами, несмотря на все усилия Ходасевича. Продолжает сотрудничать с большевиками, боясь потерять авторитет.

 

21 год - ?.. Воровского Ленину

 

В 18-36 годы Горький редакт. множество журналов и газет, а также более 30 различных  сборников.

С 22 по 24 гг. – «Современный Запад» (у меня просто Запад - ЛД), с 22 по 25 – «Восток»: в этих журналах Горький пишет великолепные статьи о зарубежной литературе. Придерживается аполитичного принципа.

В 23-25 в  Берлине участвует в жле «Беседа», аналитичн. Там же знакомится с зарубежной литературой, духовной жизнью. Хотел организовать то же в России, Ходасевич остановил его, убедив, что в России такое невозможно из-за цензуры.

1924 очерк «Влад. Ленин» \\ очень отличается от статьи «В.И. Ленин» 1930 года, где чувствуется наступление народности.

Примкнул к «Русск. вестнику» (а у меня Русский современник), где сотрудничают в это время Замятин и Чуковский.

 

 

Горький в этот период активно сотрудничает «Красной нови», рекомендует авторов, произведения, темы для критических статей.

27г – оч. сожалеет об отставке Воронского, которой пытался помешать.

27-29  «Сов. страна », «Тайга и тундра» - альманахи малых народов России, но мало переводились.

29 г. «Наше освещение» (~Огоньки )

   «Колхозник»

27г. начало реабилитации Горького в СССР.  (приурочено к 35летию творческой деятельности Горького)

 

«На литературном посту»- «Толстой о Горьком» (подборка отрицательных отзывов). Сталин был заинтересован в международном авторитете Горького, но пока нужны были и РАППовцы.

 

1928 «Известия» - «О пользе грамотности»: о низком культурном уровне  «Октября», возглавляемом Серафимовичем.

 

«О пролетарском писателе»: не важно, пролетарий я или нет. Сейчас это уже слишком узкий термин.

 

До 1 приезда в СССР Горький – сб. против ЛЕФа.

28г. – 1-ый приезд в СССР, очень помпезная встреча. Переименование Тверской.

 

29г. возрастает активность РАПП; год великого перелома – коллективизация. Шельмование Замятина (Мы), Пильняка (красное дерево) за то, что напечатались на западе. Их снимают с постов в Союзе писателей. Добровольно уходят Ахматова и Пастернак. В печати за них выступил только Горький.

 

29годГорький пишет статью «О брате Энергии» (чтой-то я сииильно сомневаюсь, что статья так называлась- М.Ш., а у меня вообще ее нет -ЛД) в защиту Пильняка, тем не менее в личных письмах Горький го осуждает.

«Хвастливые заявления “обойдемся без попутчиков” неубедительны.»

 

28год 27 ноябрявысокая оценка «Конармии» Бабеля в г. «Правда» (ответ Буденному). Затем «Известия» выступают против Горького, но не называя его имени (против «пильняковщины»).

 

29г. – жл «Настоящее» (СибАПП) против Горького.

25 дек. 29 годаПостановление Сталина «О литературных организациях…». Против северной группы, говорит о неверной оценки ими великого революционного писателя Горького. Закрытие жла «Настоящее», исключение из партии врагов Горького.

 

30г – Горький в СССР не приехал.  При этом он главный редактор журнала «Литературная учёба». С ним не очень считались. Занимается вопросами выработки художественного метода – не идеальной и матер. основы, что было типично для РАППа. 

30г. Тымянский «Марксизм и наука» (?)

Е. Златова «Завоевание метода. Молодая проза» на примере «Болтовни» Овалова (?) с Роменом Роланом  и «???»??? Утверждала, что мы скоро догоним и перегоним классику.

 

Комигулов (? -ЛД): как бы нам не заразиться идеологией классиков через их мастерство!

Журнал Литературная учеба выходил до 30 июня 41 года. Сыграл в целом положительную роль. Не сугубо литературный, а просветительский. Разбирались конкретные произведения молодых писателей. Также оповещения о достижениях национальных литератур. Вопросы теории литературы. (Усиевич, Благой…) Горький привлекал для разбора моложых талантливых писателей: Зощенко, Ольгу Форш.

В 37 году стремление Горького связать талант молодых с традицией. Поддерживает молодых. Ставит вопросы теории. Говорит о соцреализме. С 36 года эти вопросы поднимают Бурсов, Мотылева, Тара?…

 

30 у Горького возникают трения с редакцией (Литер. учёбы).  Установка Горького на положительный пример в литре.

 

В конце марта 31г  – очень пышное празднование 63летия Горького. О нем писали руководители Коминтерна.

 

Май 31 года – третий приезд Горького в СССР. Его посетили Сталин и Врошилов. Горький читает им «Девушка и смерть».  Сталин: «Вещь посильнее «Ромео и Дж.» Смерть побеждает любовь».

 

31-32 гды: по полгода живет в Москве и Соренто.

 

31 год – поддерживает РАПП «Ударники в литру». Вскоре РАПП сами признали неудачность лозунга. Но Горький поддерживал идею создания литературных историй различных предприятий.

 

Конец 31 года – резкое обострение внутри пролетарской литры. Жл «Октябрь» с Ф. Померанцовым + Серафимович + «Правда» против …линии РАПП, а не против линии государства.

 

32год – Горький – защита Авербаха.

Киршон (РАПП) писал Горькому о кампании в «Правде» и «Комсомольской правде» против РАППа.(Нам надо из РАППовцев делать большевиков, а они из нас делают РАППовцев) [впервые такое противопоставление]

 

Горький принимает участие в «Дискуссиях о языке»

1932г – «По поводу одной полемики» в «Известиях»: Горький отрицательно оценивает «Ведущую ось» Ильенкова, в отличие от Серафимовича: незнание автором своего материала, плохая обработка материала.

· с 36 года – лозунг опрощения, но пока Горький этого не понял.

 

 

32г. – постановление о перемене отношений лит. групп. Задача создания единого союза писателей. 34 г – Союз советских писателей СССР. В уставе ССП подчеркивалось, что не все писатели в СССР советские. Но тем не менее, только в России 4,5 тысячи членов.

*В ССП вошел Булгаков, но его не публиковали. Ахматова не вступила. Вступила только в 40 году, когда ее начали публиковать.

Требования только идеологические: писатели должны принимать платформу советской власти. Нет понятия художественного метода.

 

Гронский (ред «Известий») – председатель оргкомитета ССП.

 

В мае 32г на вопрос Сталина о методе ответом стало – «социалистический, пролетарский реализм». Сталин «пролетарский»  убрал. Гронский добавил несколько эпитетов и не ссылался на Сталина, но процесс пошел.

РАПП выступал за диалектический материализм (как метод).

 

Горький не считал себя соцреалистом, хотя многие считали его родоначальником.

 

33год – Горький говорит о соцреализме как о будущем («соцреализм, о котором все сейчас говорят»). Принцип историзма – не как уход в прошлое. [= понимание Воронского «История мидян темна и непонятна»]

 

1ый пленум Оргкома – Авербах защищал РАПП.

1934Авербаху пришлось уехать на Уралмаш, выгнали из литры. В 37 г. расстреляли (тогда же Воронский, Лежнев).

 

 

Фадеев отрекся от РАПП – позднее (в мае 33 г.) возглавил Оргком (вместо Горького).

 

Осень 32 – Горький навсегда приезжает в СССР.

1932 – празднование 40летия творческой деятельности. По ходатайству шахтеров Донбаса ему присудили орден Ленина.

+ МХАТ им. Горького

+Нижний Новгород -> Горький.

Ходасевич: Горького купили не деньгами, но надеждами на осуществление его мечты.

Как критик писал много, но осторожно.

(Например: Признавал Есенина великим, но только в личном письме.  Сложное отношение к Клычкову, Клюеву. )

 

От многих попутчиков-интеллигентов открестился: Замятин, Булгаков, Пильняк. За издательство Библии с критическими комментариями (28 год на II съезде Воинственных безбожников). Религиозное творчество = художественный, фантастический роман.

В 30-ые годы Горький еще больший популяризатор, чем Луначарский.

Он не написал ни 1 произведения о советской действительности.

Ягода просил его написать книгу о Сталине – отказ. Очерк – то же.

В 34 году закрывает съезд писателей:

Убийство Кирова. Горького просят написать статью с осуждением индивидуального террора. Горький сказал, что отвергает не только индивидуальный, но и массовый террор => охлаждение м/Горьким и властями. Горький осудил не только индивидуализм, но и массовый террор.

 

С 35 года Горький и Сталин перестают общаться.

 

Горький так и не дождался расцвета сов литры. Он пытался внедрить бригадный подряд в литру (настоящая товарищеская спайка).

* Горький колоссальный утопист. Думал о реальном творческом союзе всех писателей. Подобное разочарование и у Пастернака. Пастернак только сидел в президиуме ССП. Он и Горький – оба заблуждались относительно задач и того, что будет сделано этим съездом.

 

 

 

 



[1]* - лирическое отступление

 

Сайт создан в системе uCoz