16. 17.12.04.

На октябр. Пленуме ЦККПСС 1964 г. за волюнтаризм был снят Н.С. Хрущев и тогда жур. НОВЫЙ МИР оказался в оппозиции (раньше представлял партийную линию, основную).

Позиции ОКТЯБРЯ усилились – критиковал журналы  прежде всего «Юность», «Вопросы Литературы», «Нов. Мир», само собой. Глав. критики ОКТЯБРЯ – Петр Прохов, Н. Сергованцев, Ю. Юдашкин, Г. Бровман (сам. плодовитый из них). С теоретич работами выступали в ОКТЯБРЕ критики-литведы, печатавшиеся и в других изданиях– А.Метченко – статья о соцреализме и соцреалистич искве – «Кровное, завоеванное» (книгу в 71 издал под этим названием – удостоена госпремии СССР)  –много критики в адрес НМ); А. Овчаренко  -  одна из его ст «Каждый раз – чудо» - к пониманию соцреализма как метода- 64г №12 в ОКТ.  Некоторые ОКТЯБРЬСКИЕ критики охотно печатались в МОСКВЕ, потом в НАШЕМ СОВРЕМЕННИКЕ  - Дм. Стариков выступил в ОКТЯБРЕ против автора «Теркина на том свете» (поэму эту удалось протащить)  Главу «Смерть и воин» развивала эта поэма - Сталин там был поставлен во главе особого отдела. Совершенно случайно поэму удается опубликовать. (На даче отдыхал Хрущев , и его зять Аджубей – главный редактор газ ИЗВЕСТИЯ (Тогда говорили «Бог правду любит но подписывается на ИЗВ» - сам прогрессивная газ в то время. Аджубей предложил Твардовскому прочитать чт.ниб новенькое – Теркина прочитал – Аджубей попросил Хрущева  напечатать. Стариков – против «Теркина на том свете» как апологета неклассового подхода, говорит, что Твардовский не видит разницы между завяз на себе мужиком и передовым представителем колохозн крестьянства– политич ошибка –63 №10. 

В сл номере Кочетов заявил, что частицы кулацкой души еще могут портить общественную атмосферу.  А в 69 в Союзе Пис выступает тот же Овчеренко – прямо клеймил теперь уже «По ПР Памяти» как кулацкую поэму. Потом уже, когда в 70 ввели в редколлегию вместо Лакшина Овчеренко,  Твардовский уже не мог оставаться главным редактором НОВМИРА… - это Овчеренко добился ухода его.

??? Уже упоминал редакционную статью в ПРАВДЕ 67 Г  - «Когда … времени» там обсуждались в равн степени линии НОВМИРА и ОКТ,  но на НОВ МИР наскоков больше.  На 4 съезде писат  в мае 67 прозвучал доклад Новиченко «..Творч  опыт  лит критики… и советского литведения » -   тоже пытался покритиковать новомир критику, хотя больше уже здесь приема умалчивания. Пытался вместе говорить о критике и литведении. Упоминал Лихачева, ???Бахтина, ?Пинского, Конрад.  Наряду с Иллюстратовой  – ???неравных  ставил критику в один ряд с литведами. Упоминал писавших   о партийности, народности, об участиии в идеологической борьбе авторов:  Рюриков, Н. Шамота, В. Щербина, А. Иезуитов, в. Иванов, Я. Эльдберг, которого чуть в 56 не исключили из союзпис, тк вскрыли его донос.  Из числа критиков Новиченко выделил уже умиравшего в то время Макакрова, Озерова, Суркова, Дымшеца, Литвинова, Новикова, Старикова – все сплошь официозные критики. Новомир критики не назывались, из  ОКТ был назван только Стариков, правда один из НМ упоминался – Рассадин, но он как раз он не так много печатался в НМ. + Лев Анненский, П. Полиевский, В. Гусев, В. Чалмаев, И. Золотусский, А. Урман, Т. Асхаров.  В докладе – против ремесленничества, серости.. про молодых мужающих критиков и литведов…  Ни разу не упомянут культ личности Сталина – признак мужания докладчика. 67г.  Давалась историч типология лит-ры: нач 30х – время побед комм партии и народа, в сер. 50 назрел вопрос о строительстве комм-ма – опять ни слова о культе личности;  потом вообще о 60х очень сдержанно говорили, чтобы обойти 20 съезд.  А в нач 60х ???даже Озеров – уж насколько официоз критик – в 61 и Менченко говор, что  новый период лит начинается с 20 съезда.   Новиченко дальше – что многие из опасности впасть в вульгаризацию боятся говорить об общественной функции литературы… В НМ появляется недоверие к возвышенному, оправдывается предвзятый критицизм, а  ОКТЯБРЬ - подвержен групповым течениям – то в натурализм всех запишут…, выискивают в пр-ях дегероизацию…  А в конце доклада – о трудном международном положении, о том что клевещет группа Мао дзе Дуна, китайцы теперь решительно отделились от совет ???союза. Мао претендовал возглавить комм движение – какой там Хрущев, Брежнев. И вот враги используют тактику смягчения, наведения мостов. А впереди 68 г, когда танки в Прагу – подавились последние попытки придать соц-му человеч лицо.

 Может быть, дей–но МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ помогла НОВМИРУ, перенеся на себя внимание. Неославянофильская критика оказалась наиболее критикуемой в этот период, но серьезным это направление тогда никто еще не считал, - уже руководство воевало с диссидентами. На 24 съезде КПСС в 66г  - делегат этого съезда М. Шолохов  вспомнил о чувстве революционной законности – о руководстве оборотней –Синявского и Даниеля – были осуждены  за пр-я, печатавшиеся за рубежом. Шолохов говорит, что эти оборотни раньше не то бы еще возмездие получили.  После этого Л. Чуковская написала открытое письмо Шолохову – что это бесчеловечно – вас лит-ра покарает творческим бесплодием – сбылось.

 На западе следили за судьбой НОВМИРА, а не МОЛГВАРДИИ  - журнала в отношении зап еще более официозн., чем официальная линия.  Считалось, что есть 2 крайности – ОКТЯБРИСТСКАЯ и НОВОМИРСКАЯ.  О них и гов Брежнев на 24 съезде, осуждая обе их – (70г), но накрылась фактически новомирская линия.  Период 2го редакторства Твардовского с 62-70 -   НМ был лучшим жур. того времени – сам значительные пр-я того времени печатались. Его внешнее оформление не менялось со времени В. Полонского.  Двуединость – лит-худ и обществ журнал. Критику НМ отличали высокие эстетич критерии, профессионализм, искренность, неприятие догматизма, фальши, литературной халтуры, недоверие к официальным авторитетам, последовательный антисталинизм. Новомирцы, как и др, кот-м было обещано постр-е комм-а к 80 г, имели свои надежды.

 Статья Лоднянской «О беллетристике и новом искусстве» 62 №4 – до сих пор имеет теоретич значение – разграничивает серьезную и массовую лит-ру. Она писала – у нас беллетристика отодвигается, тк в недалеком комм об-ве  искусство  будет не почетным средством развлечения и не видом пассивного отдыха, а необходимой сферой напряженной  духов жизни гармонич и творч-го чел-ка.  А Лакшин, говоря о крайне неблагополуч жизни людей в повести  В. Чижина «Семеро в одном доме» подчеркивал, что пис-ль  желает преодоления трудностей в комм-ом «завтра».  Естественно высокое дост-во новомирской критики  ослаблялось некоей исторической наивностью, присущей тому времени. Новомирцы стремились к радикальным изм-ям жизни и хотели верить в преодоление всего, чего они добивались. Презирали бюрократизм, социальную демагогию.  60г – НМ выступал в оппозиции нов политич линии (с ???Брежневым и Сусловым). И даже в перв половине 10летия, когда вызывал массу критич нападок на разных уровнях. Критицизм и оппозиционность, а вместе с тем и иногда аполитичность в НМ возросли в 60е.  Показательна статья И. Виноградова в этом плане  «О современном герое» НМ 61, №9. Напечатана накануне 22 съезда КПСС – вынесение Сталина из мавзолея.  В качестве положит примеров – самост-ть поиска и интеллектуальность – все больше мол  людей хотят смотреть на мир открытыми глазами.  По тем вр-ам такие человеч критерии свидетельствовали о деполитизации критики.  Немногим раннее (60г) в НМ кр-к Б. Рунин гов-л, что для лирика способ познания жизни -  воспороизвести свои волнения и чувства в форме собств. поиска.   Виноградов в общем удовлетворен молодой лирикой, производит  впеч максимального новаторства (хотя хватало субъективизма). Евтушенко, Рождеств, Вознеснеский, - собирали по 15тыс слушателей в политехнич музее и далее еще больше в Лужниках на спортивной арене.  (Маяков не собирал никогда больше 1.5 тыс!).   А в прозе таких успехов он не видит – готовность жизнь отдать за то, за что наши отцы уже отдали жизнь в суровые годы рев-ции.  (после 60г будут гов-ть – в гг рев-ции и отеч войны).  В НМ после 61 г  уже таких выск-ний не будет  – такой высокий стиль стал ассоциироваться именно с официозной критикой.

 Тоска по герою в ст Лакшина «Читатель, писатель, критик» 62г уже – как знакомый примелькавшийся тезис.  Тенденция к изображению прежде всего маленьких людей начин в лит-ре серед 50хгг, но особ-но поддерживалась она в новомирск кр-ке 60х. В статье «О современном герое»  теоретич установка была еще другой, но Виноградов предвосхищает ее решение в последующее время. Он высмеивает кр-ку, кот обучает писателей  правилам отображения жизни  и поддерживает непосредственное читательское отношение к лит-ре как к самой жизни. Герои заслужили, чтоб кр-ки относились к ним по-человечески – смешение наивно реалистич взгляда на искусство + вполне научное понятие жизненности, убедит-ти лит персонажей (тождество этич и эстетич у Виноградова – писал об этом  Щеглов).  Новомир кр-ка, и не только, часто оценивала лит произведения с точки зрения -  хороши или нет герои. Иногда независимо от удачи реализации писат замысла – «реальная критика» – как определил ее Ю Буркин, возглавлявший  в НМ публицистич отдел (это он не пустил плохие произведения о жестоком Ленине – а на кого же мы будем надеяться?) Сознательно НМ шел на подлог тогда.  Нужно было хорошим ленинизмом побивать сталинизм.  Виноградов выбирает диск-ю о герое по ???Кожевникову  «Знакомтесь…» – повести, кот Ярмилов поставит в один ряд с «Ив Денисовичем» . ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА спорила по этому поводу – мнение Антонова, и Виноградов поддерживает Антонова. Эльберг влюблен в Балуева.  Упрекает Эльберга, что отказывается считать эгоцентристом человека-труженика, занятого своим делом.  А методология у них общая – герой – как реальный человек.  Требовательность новомирской кр-ки иногдпа и правда переходила в критицизм.: крушила тогда и  близкие ей пр-я.  Виноградов обвиняет в недост тонкости и Серегина из пьесы  «Бершутская история» Арбузова.  – пьеса по тем временам очень новаторская, хотя б по форме – хор, как в антич драматургии, гл героиня – падшая женщина – ее поднимал настоящий передовой герой.  Сближает его с Балуевым. Опять виноват персонаж, а не автор.  +  о каком-то персонаже, кот реально видит людей, когда работает, за это ему выговоры. (председатель колхоза) – типич новомир позиция.  Виногр подчер что лучш черты хар-ра могут отличать и ученого, интеллегента.., и рабочего, колхозника.

 Оч показательна для нач 60х статья Лакшина «Доверие» о повестях Павла Нилина, кот напечатаны в 62г, номере 11ом. Нилин – автор сценария фильма «Большая жизнь», кот в 46 г подвергся критике, а в 50-е написал много повестей о хороших чекистах 20х гг. – последователи благородного Феликса Дзержинского.  Эти противоп-сь чекистам 30хгг, когда они выродились, начали арестовывать невиновных.  Доверие – ключевое понятие 20хгг. И в романе «Живые и мертвые»..,  И. Германа «Я отвечаю за все». (60)   Об этом ???же – Нилин . Недоверие, гов. Лакшин, ???В. Малышева в жестокости.  Убедительно разобрав довольно слабую повесть, Лакшин замечает: повести Нилина учат думать, сознавать себя и свое время. Если М. Щеглов часто начинал во здравие, а кончал за упокой, то  Лакшин, вроде его последователь, наоборот.

 63-64гг НМ все больше испытывал давления со стороны  властей. Вопреки вновь возобладавшей настройке на положительное в жизни, Твардовский в ст. «По случаю юбилея» 65г  проиводит, как ???укоренилась фальсификация, недоверие…к печатн…  уже вовсю наступала культурная политика к тому времени.   В этой ст выделяет пр-я Солженицына,  повесть С. Залыгина «На Иртыше».  Всякая фальшь, недомыслие – против нас, гов. Твард.   Потом критиковали НМ Бодин, Егорычев (перв секр москов, партийн орг-ции).

После съезда 23 еще резче гов-л о НМ – особ критике подвергается. Военные повести В. Быкова, кот все 60егг был мальчик для битья – изображал войну слишком непатетически и слишком критически, ???герои-непобедители. ; «? в одном доме» В. Семина, « На Иртыше» Залыгина,, Можаева «Из жизни .. Кузькина», +мои статьи (писал Лакшин), « Легенды и факты» Калгина  - говорил, что 23 февр никакких особо побед не было..  НМ критики апеллировали к общественному мнению  - прямо это сделать нельзя было, поэтому Лакшин в своей статье историческим экскурсом поставил проблему : после рев-ции изучались читат мнения, но к сер 30гг эти работы свернули, появился абстрактный образ нашего советского читателя, идеол культа личности исключала различные мнения, даже в эстетич плане. Писем читательских мало (они были, правда).  С блеском очертив казенное единомыслие, Лакшин далее опирается на факты, кот сам еще не может правильно научно интерпретировать.  На семинарах мы говорили – он привел замечат цифры: НМ имел тираж 28 тыс в 27г, Красная НОВЬ – 12 тыс, а пролетарский ОКТЯБРЬ всего-то-… тыс. Слишком подробно разбирает Грекову  в споре с официозными критиками  - Мулина-героиня – подвижница, как и Матрена Солженицына.

Многие противники НМ видели в особом его внимании к мал чел-ку  ограничение социальных возможностей  советск чел-ка.  Лакшин прибегает к теоретич выкладкам, предлагает пис-лям сосредоточиться на частных случаях, избрать основой худ тв-ва казус (слово взято из письма Ленина к И. Арман).  Лакшин – что критика должна знать больше, чем писатель о своем произведении.  Знаменательно само обращение к Ленину, а главное Лакшин отстаивает принципиальную кр-ку – партийную по духу, бесстрашную в поддержке интересов народа, (чистая выразительница народ и лит-ых интересов тогда будет).  Опора на  авторитет чит-ля у НМ была уже недостаточной, поэтому  апелл к историч опыту.

 Дементьев к 4 съезду писателей опубликовал статью о 1 съезде писателей, где подчеркивал активность выступавших с самыми разными мнениями. – представил очень свободомыслящим этот съезд.   Дементьев – друг Твардовского, его еще раньше задвинули. У Кожанова в статье Дементьев представлен как враг национальной лит-ры, кот критиковал Есенина, других народных поэтов (это было в конце 40хгг.)-  статья перестроечного времени «Мы меняемся?». На самом деле это было в период борьбы с космополитизмом, Дементьев тогда участвовал в этой борьбе, но потом, как и Ф. Абрамов, попытался все это загладить.  В этой же статье Кожанов пишет – были и другие критики, причаст к тяжкому положению кр-??ки в эти времена : это кошмар, это чума.  Противопоставил Дементьеву своего близкого человека -  своего тестя, кот покаялся в 60х за нападки на Заболоцкого, а что оставалось..  – Ермилов.  Виноградов – статья о повести «В окопах Сталинграда» 22 года как была напечатана эта вещь, но актуальность сохраняла.  Ст. «На краю земли 65?. Сначала защищает от нападок. Бакланов, Быков, Бондарев – они были критикуемы тогда, особенно Быков (что они пытаются расслышать шум ресниц под гром артеллерийской каннонады). Пр-е 46г послужило оправданием новейшей военной прозы.  Виногр. отводит упреки Некрасову, будто у него нет представления о войне в целом, не показаны причины перелома во время войны… Виногр – о значении деятелей народа в войне – об этом и статья. Есть в ней и другой правильный вывод – что есть ???большая сила,опора…Тогда начинали реабилитировать Сталина.

 Не участвовавшие по возрасту в войне новомирцы  приветствовали самокритичность военного поколения, когда видели ее в лит-ре, как некогда Щеглов в «Правде жизни». Так и Виноградов отметил   - лакмусовая бумажка войны не все качества чел. В,ыявляет.   (против того чтоб война оправдывала все в советской истории).  Вин-в делал особ акцент  на нравств ..ориентации писателя.  (Некрасов лишен будет советского гражданства), поэтому уже страховались…  

С современным подтекстом – статья Лакшина «Роман  Булг. «Маст и Марг», всячески подчеркивается там атмосфера страха в романе Булг.  Евангельские главы соотносятся с эпохой сталинизма.  Лакшин как 1й критик НМ. Напечатал статью, а параллельно он печатает похожую статью в ВОПРОСАХ ЛИТЕРАТУРЫ.  Тоже об этом пр-нии как об остро современном.  Поддерживали это критики и новейшие произведения.

Виноградов – о «деньгах для Марии» повести написал статью  68??г№7.  Едко высмеивалась -  Наталья Ильина напечат ст «Литература и массовый тираж», где о Роман-газете (сверхмассовое издание – якобы откровение для масс).  Там напечатаны «Солнцеворот» Филева, «Угол падения» Кочетова, « Берегите солнце» Андреева, .. бездарный  роман «Хмель» – 3 номера занял. А Роман-газ не печатает дей-но заметных пр-ний – «Бабий яр», «Две зимы, три лета» Абрамова.. Отнош-е Нмирцев к критике и литре было тоже определенным. Тепло высказывались о М. Щеглове (Твардовский, Светов о нем упоминали, Пуркин, Лакшин).  Резко критиковались: Кантор-критик о Ершове-плохом критике сатиры..  Характерно для новомирцев критика Рассадина – Выходцева-писателя   – чем обусловлено новаторство и чему оно служит. Упоминает оговорки Выходцева… Выходцев неразборчив, мн-во поэтов перечисляет, и у всех свои достоинства и недостатки.  Это что касается официозных критиков.  Естественно так же отзывался НМ об официозных писателях. Это  и привело НМ к гибели в большей степени, чем даже его принципиальная идеологическая позиция.   Напаскудил литературным чиновникам.  Главным редактором назначили публициста Косолапова, вводились в редколлегию такие как Овчеренко. -  и Твард. ушел.  Твардовскому исполнилось 60, а всем в таком возрасте давали героя соцтруда (Шолохову – 2 дали после того как перестал писать!), а Твардовскому дали орден Ленина – воспринял как удар. А тут 71 год, после этого он через год умер (рак на нервной почве).  Некролог в ПРАВДЕ (Брежнев..).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz