Лекция № 10. Заголовки статей – у Маши Кабановой, может быть

01.12.04.

 

Второй этап дискуссии о формализме. С 1936 г.

 

Это уже не дискуссия. Первая мощная проработочная кампания против любых экспериментов в литературе.

Толчок был от высшего руководства. Сталин послушал Шостаковича…

 

13 февраля 1936 г. в "Правде" "Яс

            С удивлением: "Литературная газета" истолковала статью "Правды" как дело постороннее и неинтересное. О, святая простота! [слова Яна Гуса на костре]

 

Горький "О формализме".

Спор возник не внутри союза.

 

1936 г. "Литературный критик" № 6.

            Статьи "Правды" имеют общее значение.

Маяковский развивался вместе с революцией[p1] .

У формализма и натурализм много проявлений. Нельзя больше терпеть замену деловой критики слабой критикой, критикой с оглядкой, чтобы никого не обидеть. Требуется подлинная критика и самокритика!

 

2 тома 3-х тт. хрестоматии

Ставский

"Литературная газета" 15 марта

Керпотин

Серебрянский

[p2] 

Щербаков – секретарь ЦК

- Неприемлемость формализма.

 

Горький не только поддержал, но и заявил, что надо продолжить. Но он пытался отвести "дискуссию" от нападок на спор о тематике.

 

1933 "О формализме".

 Надо опасаться фашизма, надо описывать достижения второй пятилетки… Беспокоится, что литература не поднялась. Нужна коллективная работа, которая обогатила бы нас.

 

[Через 30 лет Эренбург в книге "Люди, годы, жизнь" ?? вспоминает: поносили архитекторов, кинематограф, пастернака, Заболоцкого, Асеева, Олешу, потом и Катаева, Федина, Лионова, Всванова, Бабеля, Тихонова… ]

 

 

Нужно биться за классически правильную рифму, ритмику! [поэтому стих Маяковского вывели из тонического народного стиха]

 

Проходили публичные покаяния (Толстой, Мейерхольд, Олеша, О.Брик (говорил о снобизме аристократического духа), Шкловский, Паустовский (формалисты смотрят на жизнь свысока)):

 

20 марта "Литературная газета"

            Мейерхольд и Олеша: эпохе нужна простота…

 

1936 г. "Советское искусство"

            Асмус: корни формализма уходят в почву, враждебную социализму.

1936 г. "Литературная газета"  А.Толстой.

            Мы жили мирно, и вдруг Нептун трезубцем ударил. Требовал большого правдивого искусства. Требовал реализма – отбрасывает случайное и интегрирует характерное. [Кормилов: грубоватое определение]

            Цель дискуссии: ознакомить писателя с требованиями читателя, направить на мирную дорогу, из-под дедовского зелёного абажура вывести к жизни. Он тоже пытался увести от шельмования к положениям общего характера.

            Понял, что нужно обращаться к недавней истории и идеализировать её. Хотел написать произведения, в которых бы действовал Ленин, Сталин, Ворошилов… Написал в 1936 г. "Хлеб. Оборона Царицына", где Ленин призывает на помощь Сталина. Люди того времени – замечательная картина. Трудно описать тех, кто сейчас в Москве, но можно, если понять слова, которых они не говорили. … Изображения больших людей нашей большой эпохи все ждут с нетерпением. И о больших делах – легко, ясно и занимательно.

 

Ещё в 1926 г. в статье "Задачи литературы" говорил о монументальности.

 

 

1937 г. – уже другая волна.

 

О лице периодических журналов.

 

К 1932 г.

            Красная новь, Октябрь, Новый мир

 

"Красная новь[p3] "

 

Широкая просветительская программа, но не как при Воронском.

Фадеев, Ермилов, бывшие РАППовцы…

 1 раз попал Платонов – "Впрок". Фадеев все сомнительные места отчеркнул, а наборщики не поняли и набрали все эти места разрядкой. По слухам, Сталин прочитал и сказал: "Сволочь".

Печатали Катаева, Макаренко и др.

 

"Октябрь[p4] "

 

Пролетарский журнал. Тематика – фабрично-заводская и колхозная.

Ильенков "Ведущая ось".

 

Принцип "короткой привязи к реальности".

С 1934 г. рубрики: "Литературное и культурное наследство", "Жизнь великих людей", "Современная литература Запада"…

 

"Новый мир"[p5] 

 

В начале 30-х гг. пытались возродить обзоры.

1932 – 1937 И.М.Гронский (до посадки)

            Безликий критический отдел.

            Был близок Сталину. Получал указания: напечатал "Хождение по мукам", 6 частей (или 6-ю часть) "Тихого Дона". Печатались: Леонов, Всванов, Малышкин, стихи Пастернака, Сельвинского, Бабель, Пильняк… Были сильные отделы прозы и поэзии.

 

1937 – 1941 Ставский, пока его не съел Фадеев.

 

"Звезда" [p6] (Ленинградский журнал)

 Большинство авторов – ленинградцы.

 

"ОКАФ" (Орган литературного объединения красной армии и флота) =

 

Журнал с 1931 г. С 1933 г. стал называться      ="Знамя".

 

Оборонная тематика. Дискуссии о Вишневском, Соболеве, Лавринёве.

 

"Молодая гвардия"

 

1931 – 1932 гг. Анна Караваева

Комсомольский журнал

 

Комсомол был относительно независимой организацией. Его тогдашний руководитель – Александр Косарев.

 

 

После 1932 г. РЕЦЕНЗИИ О ЖУРНАЛАХ.

 

1934 г. И.Сац

            Обзор печатавшихся в журналах произведений. Не уловишь намерений редакции!

1934 г. "Литературная газета".

            У журналов нет творческого направления!

1939 г. "Литературное обозрение" № 19   Бобрышев

            Журналы идут все в общей колее. [По инерции это казалось странным]

 

1932 г. Поста­новление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

 

1933 г. – сб. статей поры о методе.

            Боб ??  Соцреализм – героическое.

1933 г. "Красная новь" Ермилов

            Соцреализм – стиль. Стиль искусства, тождественный стилю жизни. [по существу это возрождение фричеанства!]

 

Март 1934 г. 3-й пленум оргкомитета Союза писателей

            Фадеев: ненужность творческих течений. Мы все коммунисты. Зачем нам разные течения? Поддержал это против Горького.

 

1934 г. "Литературная газета"

            Печатают отклики на неправильную мысль Фадеева

            "Всяк молодец на мой образец".

 

1939 г."Литературная газета"

Фадеев уже выступает за индивидуальность.

 

Полемика была кое-какая…

 

Горький: поначалу журналы имели лицо.

 

 

"Литературная учёба"

            Учебная направленность. Критика печаталась одновременно с художественным произведением.

 

 

У всех отрицательное отношение к критике.

 

"Большевик" [-> "Коммунист" -> "Свободное слово"]

 

1933 г. № 23 даже против отрицательной критики

 

1933 г. "Литературный критик"

            Ред. Юдин -> Розенталь.   ??

 

Разобраться в причинах отставания критики.

            Недостатки:   схематизм

                                   пристрастие к цитированию

Против отживших приёмов анализа.

 

1936 г № 5 ред. статья "Проблемы реализма и народности"

            Предъявляют более высокие требования, уничтожается вульгарный социологизм и остатки формализма.

            Задачи: нужно обсуждать и продукцию критики, не только в случае крупной ошибки. Есть проблема положительной критики критики! J [всё равно ничего не вышло]

            Реализм – не приём, а мышление художника, только он способен дать глубокое отражение жизни.

            Социальный и эстетический анализ.

 

Печатали из истории эстетических учений, анализы статей Горького, Ленина, Луначарского…

 

1936 г. № 11. Лаврецкий "Соцреализм в ?? Горького".

            Горький объявляется родоначальником и одним из первых теоретиков соцреализма. Нужно его изучать!

Призывы объективно оценить наследие Плеханова.

Принципы конкретной критики!

 

Около 60 рецензий на советских писателей, но и 30 статей о соцреализме[p7] .

 

И в дальнейшем будет недостаток конкретного.

 

С 1936 г. – "Литературное обозрение"

 

Маленькое приложение к "Литературному критику"!!!

 [не путать с отдельным журналом 70-х!!!]

 

Выходят тысячи книг – нужна информация о выходящих новинках.

В 1936 г. – 119 рецензий, 1937 – 74 (профессиональная критика стала одной из самых опасных профессий), 1938 – 110, 1939 – 121, 1940 – 151.

 

Не только рецензии. Были разделы: Новости литературы и искусства, Литературный календарь, Устное народное творчество, Письма читателей [! Письма читателей печатались уже тогда], Коротко о книгах, Литературный дневник, Преступление и наказание (сатирический отдел).

 

Это был довольно живой журнал.

Они пригрели Платонова.

Были тематические номера: 1938 № о литературе революционной Испании, 1939 №№ 18, 19 – обзор областных альманахов.

 

Был оперативнее "Литературного критика", иногда они дублировали друг друга.

 

Литературный критик.

Начали печатать обзоры советской литературы ??

 

4 периода по социально-политическому принципу:

1917 – 1920 гг.

1921 – 1927 гг. (начало первой пятилетки)

1928 – 1932 (первая пятилетка)

1933 – 1937

 

 

Вступительные редакционные статьи: Трен??, Харджиев, Зелинский, Гоффеншефер.

 

Потом усилились проработочные тенденции. В "Кузнице" нашли "тред-юнионизм", у "Перевала" нашли произведения контрреволюционной реакции (об Иване Катаеве), у конструктивистов обнаружили контрреволюционный буржуазный реставрационный смысл.

 

1938 г. Хроника за 1928 – 1932 гг.

            И на 1932 оборвалась. О последних годах писать не решились.

Из истории литературы уже изъяты очень многие имена.

 

Уже репрессированы очень многие члены ЦК, вся верхушка армии, Мандельштам, Тициан Табидзе, А.Гастев (пролетарский поэт), В.Кириллов ("Мы сожжём Рафаэля"…), Бабель, Пильняк, Весёлый. Из критиков: Бухарин, Я.Яковлев, Варейнис, Перевал (Лежнёв, М.Голодный), РАПП (Овербах, Кершон, И.Беспалов), литературоведы Д.Святополк-Мирский, Переверзев, пострадали Бахтин, Лихачёв, Кравцов (потто работал у нас на кафедре фольклора).

 

1937 г. №№ 10-11 "Литературного критика"

            О лучших произведениях советской литературы.

 

<"История советской журналистики" - +. Белая пишет там: неверно, что это было о классиках советской литературы.>

Ещё раньше о Серафимовиче – классик. Бухарин назвал так Маяковского.

 

О произведениях: "Жизнь Клима Самгина" Горького, "Во весь голос" Маяковского, "Двенадцать" Блока, о Демьяне Бедном, "Железном потоке" Серафимовича, "Цусиме" Новикова-Прибоя, "Педагогической поэме" Макаренко, "Чапаеве" Фурманова, статья Платонова о "Как закалялась сталь", Гоффеншефера – о Шолохове, М.Серебрянского – о "Разгроме".

 

Были обобщающие, но скорее просто ругательные статьи "Партия и литература" и "Борьба за реализм в советской литературе".

 

1939 г. Гриб ?? в "Литературной газете"

            У критики нет обобщающих статей! О положительных тенденциях.

 

"Литературный критик"

Проблема ГЕРОЯ[p8]  в связи с героическим началом. Героическое начало – Селивановский во "Всадниках".

 

"Как закалялась сталь"

            Массовое воздействие на современников. А потом оптимистически-трагический пафос.

 

1937 г. Усиевич "Николай Островский"

            Книга проникла в массы без помощи критики, сама. 80 % тиража скупило политуправление Красной Армии. Критика не выполнила своей задачи. Читательская оценка пришла раньше. Теперь нужно объяснить тайну его огромного воздействия. Заметны стилистические ошибки и т.д., видит недостатки! Но цельность его человеческого характера. Показал реально существующие свойства в рабочем классе.

 

[1935 г. Марченко

            Задание от комсомольских органов – доложить. Записался в очередь 177-м. [видимо, в очередь к Островскому]

 

Ставский на Первом съезде упомянул о молодёжи.

 

Нач. 1935 г. Кольцов

            Очерк в "Правде", посетив Островского. И начинающий писатель становится классиком. [Его поселили в нормальные жилищные условия и, вторым после Горького, наградили орденом Ленина, дали генеральское звание, чтобы получал нормальную пенсию…] ]

 

О героях В.Катаева, Олеши и др.

 

Настораживали идеальные председатели колхозов… Нет черт типа новой социалистической личности!!!

 

Юзовский – ряд статей о драмах.

 

1934 г. против бодрящих

 

1936 г. Усиевич

            Нового человека изображают энергичным, лишённым человеческих чувств, физически непривлекательным, при этом его идей, его интеллектуальных свойств совсем не видно! В труде и личной жизни ??

А.Толстой "Гадюка": женщина-героиня, наделил её психологией не унизительной, а возвышающей.

А в героях Островского узнают ?? [неподходящий пример: Островский не признавал личной жизни, у него есть даже своеобразная аскетическая поэтика.]

Насколько правдиво изображает литература чувства и мысли! – о Каверине, Малышкине, Твардовском, Горьком.

Против идиллического изображения героя – это пассивно-иллюстративное отношение к действительности.

Против того, чтобы дать кодекс правил соцреализма.

 

1938 № 9, 10 Усиевич

            Разбирают только то, насколько искренне кричат "ура", но это не всё в народе!

            Крымов "Танкер Дербент" - J: вера в человека. Это подлинный оптимизм, не вознаграждает каждого положительного и не подозревает каждого, кто не ликует. [! А потом такое изображение станет необходимым L]

            Гусев - L: положительные герои только в том, что противопоставлены отрицательным.

 

Интеллектуальный облик человека:

 

1936 г. № 3 Лýкач

            Связь с проблемой типичности. Типично изображение интелли­гент­­ного героя! – это идеализация! Необходимость реалистического показа интеллигентного человека.

            Против бытовизма, мелкости тем.

 

1939 г. Рогозин

            Раскритиковал за это (бытовизм) Ю.Германа.

1938 г. Рогозин в "Правде" статья "Против фальши в литературе"

            Об упрощённых книгах-суррогатах.

 

В "Литературном критике" было разное.

 

Идея богатства соцреализма в понимании Луначарского, Воронского.

            Революционная романтика плюс реализм.конец первой половины 30-х гг. У Фурманова, Толстого, Макаренко, Шолохова видели романтизм.

А за некоторыми писателями идеализированный, но реальный мир – Багрицкий, потом и Тихонов, Светлов.

 

1936 г. Беспалов "Поэзия Багрицкого"

            Романтизм не болезнь. Соцреализм не исключает романтики, это одна из сторон. [теория слаба…]

 

Потом Лукача и других осудили…

 

1939 г. Совместное заседание Союза писателей ?? с редколлегией "Литературного критика".

            Фадеев критиковал за отдельные ошибки. В частности, критиковал Усиевич за критику его жены. Но всё же защищал от обвинения в групповщине. А потом заявил, что существование критического журнала нецелесообразно.

            С ним спорил Ермилов. А потом:

1939 г. "Литературная газета" Ермилов написал «О вредных взглядах „Литературного критика"»!

1940 г. "Красная новь" – редакционная статья с тем же названием «О вредных взглядах „Литературного критика"»!

            Лукач, Лившиц названы группкой…

 

1940 г. № 5, 6 "Литературный критик"

            Это же рапповские методы полемики!!!

 

1940 г. Постановление ЦК "О литературной критике и библиографии".

            Крайне запушенное состояние. Почти исчезли литературно-критические материалы. Замкнулись в обособленную секцию критиков, отделившись от писателей.

 

Эту секцию ликвидировали, критиков распределили по другим секциям. Журнал закрыли. "Литературное обозрение" передали ИМЛИ.

 

Причины закрытия журнала:

 

 

 

 

 

 

 

 


 [p1]К чему это, а?

 [p2]Это о чём?

 [p3]Красная новь.
Ежемесячный литературно-художественный и научно-публицистический журнал. Учрежден в Москве в июне 1921 г. при непосредственном участии Ленина и Горького; сначала выходил как двухмесячник, потом - как ежемесячник. Первый советский "толстый" литературный журнал, остававшийся на протяжении почти двух десятилетий главным журналом страны. В течение почти шести лет возглавлялся старым большевиком Александром Воронским, после его отстранения редколлегия и главный редактор журнала несколько раз менялись (во главе его стояли Владимир Васильевский, Федор Раскольников и др.). А.Воронский и определил направление журнала, которое в 1920-е гг. не претерпело сильных изменений: ориентация на реализм, широкое привлечение к сотрудничеству писателей-"попутчиков". Издание "Красной нови" прекращено в 1942 г. Сайт "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ - THE MOSCOW WRITERS". Http://www.mp.urbannet.ru

 [p4]Октябрь.
Создан в 1924 г. по инициативе Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП), фактическим органом которой и являлся в течение 1920-х гг. (первоначально ответственным редактором был С.Родов, затем - Г.Санников, дольше всего журнал в то время редактировал А.Серафимович - с 1926 по 1929 гг.). "Главной задачей "Октября" мы считаем собирание творческого материала пролетарской литературы..., теоретическое обоснование и критическое усвоение пролетарской литературы". Журнал, утратив с годами свой одиозный характер, выходит и по сей день в Москве. Сайт "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ - THE MOSCOW WRITERS". Http://www.mp.urbannet.ru

 [p5]Новый мир.
Основан в январе 1925 г. в Москве. Первые редактор - видные советские партийные и государственный деятели А.Луначарский и Ю.Стеклов, а также И.Скворцов-Степанов, затем, с 1926 по 1931 гг. - марксистский критик Вячеслав Полонский. Как и "Красная новь", журнал также отличало стремление не связываться с определенным направлением или группой, а сотрудничать со всеми эшелонами тогдашней советской литературы. Выходит по сей день в Москве, став с 1960-х гг. главным "толстым журналом" страны. Сайт "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ - THE MOSCOW WRITERS". Http://www.mp.urbannet.ru

 [p6]Звезда.
Ежемесячный (в 1924-1926 гг. двухмесячный) литературно-общественный и научно-популярный журнал. Начал выходить в 1924 г. в Ленинграде под редакцией советского партийного и общественного деятеля Ивана Майского (затем редакторами журнала были Г.Горбачев, П.Петровский и др.). В предисловии от редакции в N 1 писалось: "Возобновляя вековую традицию толстых журналов в Петрограде после пятилетнего перерыва, "Звезда" ставит своей основной задачей служить делу марксистского воспитания новой, выдвинутой революцией, рабоче-крестьянской интеллигенции". Редакция "Звезды" пыталась создать внегрупповое издание, соединив на своих страницах литераторов "попутчиков" и пролетарских писателей. Журнал выходит по сей день в Санкт-Петербурге. Сайт "МОСКОВСКИЕ ПИСАТЕЛИ - THE MOSCOW WRITERS". Http://www.mp.urbannet.ru

 [p7]Видимо, эти статьи противоречат принципам конкретной критики.

 [p8]Вопрос о концепции личности!

Сайт создан в системе uCoz