Лекция № 1.

27. 10. 2004 г.

 

И что же такое критика?

 

1.      Представление о сущности литературно-художественной критики в современных теоретических концепциях.

1970 год – разогнали ж. «Новый мир». Председатель совета критики, редактор «Вопросов лит-ры» выпустил постановление о лит-художественной критике. После этого разделили историю и теорию критики. .  До этого литературоведение включало в себя теорию лит-ры, историю и критику. 70-е годы: Впервые поставлен вопрос: входит ли литературная критика в литературоведение?

Б. И. Бурсов «Критика как литература»: критик – такой же литератор, потому должен обладать литературным вкусом и пр.

В. В. Кожинов: критика – не литература, а литературная публицистика. Критик – вождь, который ведет за собой художников, направляет их. (сам соответствовал этому критерию). И себя рассматривал как вождя направления, представленного в журнале «Наш современник» полнее всего. Его критика такой была.

 

В. И. Кулешов, учебник «Критика XVIII - X1X вв.»: рассуждает как Белинский (критика – движущая эстетика): критика – самосознание литературных направлений. (Уточнение лектора: критика не только литературное самосознание, но и общественное, так как говорит о лит-ре и жизни, включая в себя, т.о., публицистику.)  

 

А. С. Курилов (ИМЛИ), ст. «Открывать красоты – изучать открытое» (1973 г.): «открывать красоты» - задача критики (оценочная роль), «изучать открытое» - дело аналитического (теоретического) литературоведения.

Но есть ведь и аналитическая критика, как есть оценочность в литведе.

Г. Н. Поспелов - ???

В. Е. Хализев: критика – предварительная ступень литературоведения («недоразвитая» J)

Кормилов: Критика – часть литературного процесса, а не литературы. Пример: «Мастер и Маргарита» принадлежит литературе с 30-х годов, а литературному процессу – с 60-х (когда напечатана).

 

Критика оценивает произведения с точки зрения современного лит. процесса, частью которого является. С литературоведением пересекается частично.

2.      Критика включает элементы художественного, публицистического, литературовед-ческого (научного). Пропорция соотношения этих аспектов может быть различной. + может быть философский, экономический компонент. Пример: Г. Х. Попов- критик-экономист,  ввел понятие административной системы. Критика может быть философской, религиозно-философской, исторической, публицистической. Т.о. критика – промежуточная, синтетическая сфера. В литературоведение входит ещё и методология лит-ры (структурализм, вульгарный социологизм), а также история, теория.

 

3.      Предмет изучения - не обязательно современная литература. Однако критика ориентирована на текущий литературный процесс с его актуальными задачами. Пример: ст. Добролюбова «Русская сатира века Екатерины» (о 18 веке с точки зрения современного ему литературного процесса: сатиры Кантемира актуальны, в то время как Ломоносов устарел и подхалимничал). 

Раньше в произведениях присутствовал жанр «вступительной статьи» - это популярное литературоведение + критика.

 

 

4.      Функции критики:

·        пропагандистская (распространять информацию);

·        агитационная – более активная, утверждающая

·        организационная.(Например, сейчас – раздача премий;)

 

5.      По предмету, объекту исследования:

·        критика текущей литературы;

·        критика литературы прошлого;

·        критика критики J [например, билет №50 – сильные и слабые стороны существующих пособий и исследований по истории русской критики XX века J: это – критика на критику по поводу критики о литературе, в которой написана всякая чушь J]

 

XIX в.: слово критика ‘критическая статья’ → писали антикритику, т.е. ‘ответ на критическую статью’. Эта критика – аналог истории лит-ры, точная наука. Кроме того, в критике есть также аналог теории и методологии лит-ры (пример: в 30-40 годы оперировали понятиями классовость, народность и пр, писали статьи о соцреализме).

Критическая история литературы – книги из серии ЖЗЛ.

 

В литературоведении есть литературоведческое прогнозирование. Критики тоже любят предсказывать, насколько перспективен поэт и т.п., т.е. постоянно прогнозируют появление новых талантов, чего литературоведы себе не позволяют. Например, Кожинов хотел открыть новых поэтов и открыл Рубцова.

 

1969 г., альманах «День поэзии» : прошла анкета между критиками и другими литераторами: «Появится ли поэт масштаба Пушкина?»Еще памятна оттепель, еще есть энтузиазм. Конечно, появится, мы коммунизм строим и появится обязательно.

1977 – «Вопросы литературы» еще одну анкету с теми же авторамиипа, ну и? Где же  ваш Пушкин обещанный? Пока нету, но скоро будет. Гадание на кофейной гуще. Но может быть и лит-ведческий подход, который оправдан.

В 1969 г. - Д.С. Лихачев статья «Будущее лит-ры как предмет изучения», потом «Прогрессивные линии в развитии РЛ», говорит о том, что предсказывать ближайшую перспективу критик может лучше, чем историк литературы, но делать прогноз в большой перспективе лучше  медиевисту, как он сам. Проследил литературные тенденции: развитие личностного начала, ослабление первичной условности, расширение спектра свободы от др-рус. лит-ры.

 

Конец 70х: дискуссия о прозе (появится / не появится новый Толстой, который напишет о ВОВ).  В 1988г. Гроссман написал «Жизнь и судьбу», его срочно сделали новым Толстым. Смелое произведение. Сейчас об этом смешно и говорить.

Ю. Кузьменко говорит о том, что не будет современного Толстого, есть «коллективный Толстой». Это выбитое поколение. И уже ясно, что можно ожидать от существующих художников. Многие погибли в ВОВ, «лейтенантская проза» уже появилась (и это не Толстой, наиболее психологически адекватное отражение войны – в поэме «Василий Теркин» Твардовского), таким образом, молодые не напишут – опыта нет (обратил внимание на В. Распутина «Живи и помни»: деревенские сцены показаны отлично, а война – пунктиром, потому что сам он не воевал, тогда как Толстой участвовал и в Крымской, и в Кавказской кампаниях), старые не напишут - таланта не хватит.

 

Кормилов: проблема прогнозирования - дело литературоведов. А критиков только в той мере, в какой они являются литературоведами.

 

6.                  Методология.

Чем более научна критика, тем лучше. Литературно-критические методы различаются по основному направлению:

-философское

-религиозно-философское

-публицистическое

В зависимости от того, какая составляющая преобладает, различаются лит-крит. методы.

1934 г. – в уставе Союза писателей соцреализм признан главным методом в литературе и критике. Но это так и осталось на страницах устава. Если кого-нибудь обвиняли, начиная травлю писателей и критиков, то говорили, что он отступил от марксистско-ленинской методологии. За чистоту метода боролись, например, П. А. Николаев или Ф.И. Кузнецов, директор ИМЛИ. Философский метод автоматически прилагали к критике.

 

Методология критики сложнее, чем в лит-веде, так как там совмещаются и научные, и художественные методы. Методик больше, но строгости меньше. В лит-веде пытаются определить, какой подход более научен.

 

·        А. П. Чудаков: произведение нужно изучать «снизу»: язык, образы, характеры.

·        Поспелов: наоборот, от идеи и проблематики – к языку и стиху.

 

А на самом деле всё зависит от цели. : литературовед имеет гипотезу, а потом ее проверяет У критиков всё не так строго. Анализ не снизу и не сверху.

 

А. К. Воронский начинал с представления произведений (цитирования / изложения содержания), излагал художественно.

 

7.                  Жанровая классификация.

Малые жанры:

 

1973 г. – «Постановление о литературно-художественной критике» в литературно-критическом журнале «Литературное обозрение». Раньше, в 30-х гг., он назывался «Литературный критик», был критико-литературоведческий, а сейчас главный редактор В. Кулле, который сделал его тематическим альманахом (номер о Солженицыне и т.д.).

 

с 1957 года – «Вопросы литературы» - в двойном подчинении: Союзу писателей как критический и ИМЛИ и Академии Наук как литературоведческий.

 Он в своё время дифференцировал жанры рецензии:

 большая рецензия – собственное заглавие + заглавие рецензируемой книги, печаталась в разделе «Корни и кроны»;

короткая рецензия – заглавия нет, указывается только название рецензируемого произведения (в разделе «Панорама»);

 

 

70-80-е: получил распространение жанр аннотации (сверхкороткий жанр);

 

Средние:

1)обзор

2)разного рода статьи

У статьи два признака:

-         критерий авторитетности(выражает точку зрения критика + газеты, таким образом, мнение представлялось авторитетным);

-         монопроблемность (несколько произведений, объединенных одной темой: войны, труда, могли анализироваться в одной статье);

(В 19 веке статья – место в журнале, например, стихи, проза и др. статьи)

·        проблемная (в том числе теоретическая или статья по поводу)

·        эссе (как правило,принадлежность писательской критики),

·        фельетон(или фельетон-комментарий);

·        памфлетная статья;

·        статья-рецензия (может быть большая рецензия с широкой проблематикой. Например, Луначарский «Самгин» - об одном персонаже + размышления о судьбах русской интеллигенции, М. Щеглов ««Русский лес» Леонова»),

·        обозрение,

·        творческий портрет (юбилейные статьи от Союза писателей),

·        некролог (Есенин о Брюсове, Воронский о Есенине – «Об отошедшем») – очень распространен на рубеже веков и в 20е гг 20 века;  в советское время жанр выродился, стал слишком похож на характеристику

 

Сложные:

·        дискуссия

- организованная (в советское время – на заданную тему), например, «Культура, народность и массовость», закрывали тему крупные чины, 40 статей. Академик Рабченко, например, подводит итог. Были и покороче, но тоже чины подводили итоги.

 

- стихийная (в журналах – рубрики «За круглым столом», «С разных точек зрения»),

·        сборники статей и циклы статей,

·        монографии (возн. как литературоведческий жанр, г.о. об одном писателе, близок к литературному портретуначала были литературоведческими, в 60-70гг – более лёгкие, лит-критические,  и почти всех ими обеспечили (кроме Рубцова и Шукшина, наверное).

·        литературный портрет (как и монографии, в критике с 60-70х гг, до этого принадлежали литературоведению)

·        предисловие,

·        послесловие,

              (последние 4 Кормилов рассматривает как переходные жанры)

 

жанры непрофессиональной критики:

·        письма читателей (печатаются начиная с 30-х, Лакшин анализирует их в 60-х в ст. «Писатель-читатель-Критик»). В одном из читательских писем: «Я читаю только то, что подвергается уничтожающей критике».

 

 

В 60-е гг. критика выигрышно смотрелась, разбирая официоз, всякую ерунду, потому что боялись серьёзных произведений. Например, Быков выступал тогда как мальчик для битья, обвиняли в мрачности. А потом сделали лауреатом Ленинской премии. Или – разгром «Доктора Живаго» в 1958, на которого Хрущёв, не читая, организовал травлю. Хрущева провели, надергали цитат без контекста, а на пенсии прочитал и сказал, что надо было напечатать. То же – с А.Беком, Твардовским.

 В 70-х – критика не резкая, а наоборот, положительная: печатались позитивные результаты работы критики, хотя тоже перебор -  как-то слишком благостно, за год только 3 отрицательные рецензии.

Вместе с тем в 60х иногда появляются статьи с критикой официоза, 70х – напечатаны 3 отрицательные рецензии на соцреализм. При Брежневе Евтушенко, Вознесенский стали лауреатами.

 

Перестройка – самый насыщенный период, за 3 года(с 1989 г.): изменение общественного сознания – деленинизация, что отличает этот период от оттепели 60-х. В оттепель, наоборот, пытались вернуться к Ленинским идеалам.

Впервые исчезла очередь в Мавзолей. Был напечатан роман Гроссмана «Все течет» - первая повесть с отрицательной характеристикой сталинизма и ленинизма. Изменения в поэтике критики: ориентация на устное выступление (малые и средние жанры).

Ещё с 70-х гг.  – устные встречи с критиками на радио и телевидении.

 

8.                  План анализа статьи ):

Поэтика статьи:

  1. Заглавие.
  2. Эпиграф.
  3. Способ зачина и изложения
  4. Соотношение материала.

Композиция статьи:

-логическая

-субъективно-лирическая

-фактографическая.

+ объяснить, почему оно все такое есть.

Сайт создан в системе uCoz